Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)

Размер: 117 х 92

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Ангелы, Авраам , Сарра

Уточняющая датировка: 14 в. Последняя четверть

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Троица

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона «Гостеприимство Авраама», в соответствии с библейским текстом (Быт. 18:1—8), следует древнейшему иконографическому типу, который символически пред­ставляет явление Святой Троицы праотцу Аврааму в образах трех ангелов у Мамврийского дуба (его изображают кроны двух деревьев).

Три ангела сидят по трем сторонам прямоугольного стола, уставленного посудой и разно­образными яствами. Посередине — ангел со слегка склоненной головой и симметрично рас­крытыми крыльями. Он благословляет правой рукой, а в левой держит увенчанный крестом скипетр. Два других ангела представлены почти симметрично по сторонам от центрального образа, у торцов стола. Ангел, сидящий у торца слева, протягивает правую руку в жесте благо­словения, а в левой держит увенчанный крестом скипетр. Правый ангел сидит немного наис­кось у правого угла стола. Он также держит увенчанный крестом скипетр, а правую руку опус­кает к чаше, готовясь приступить к трапезе. На втором плане по бокам от центрального ангела представлены свв. Авраам и Сарра, держащие в руках по блюду с угощением. Вверху на окладе имеется надпись: («Святая Троица»).

«Гостеприимство Авраама» — один из тех сюжетов, которые, благодаря своему особому символическому значению, получили широкое распространение уже начиная с раннехристи­анского периода вплоть до самого позднего поствизантийского времени. В палеологовскую эпоху этот сюжет очень часто встречается во фресках и на иконах, в рукописях и произведе­ниях прикладного искусства. В иконописи он утвердился с XIV века, как свидетельствуют древнейшие иконы из монастыря Ватопед (последняя четв. XIV в.) и из Музея Бенаки (кон. XIV в.).

Для образного воплощения этой темы художник избирает закрытую и плотно скомпоно­ванную композиционную схему, выстроенную четко по оси, созданной образом центрального ангела, по сторонам от которого остальные фигуры расположены уравновешенно, почти зер­кально отражая позы и движения друг друга и подчиняясь таинственному музыкальному ритму, объединяющему всю сцену. На заднем плане некое здание с выступающими по краям ризалитами на колоннах и со сводом в форме раковины также гармонично объединяет фигуры и дает всей сцене определенную глубину.

Все фигуры легкие и стройные, их движения изящны, а позы торжественны. В каждом образе чувствуется духовная полнота и художественное совершенство. Благородные лики имеют тонкие черты и возвышенное выражение. Они мягко моделиро­ваны светотенью, градациями полутонов и штрихами светов, однако без каллиграфической сухости. Все эти черты вписываются в рамки одного из направлений позднепалеологовской живописи, которое своей изысканностью предвозвещает дух произведений Критской школы иконописи XV века.

Подобные типы ликов и аналогичные черты стиля и техники можно видеть в таких про­изведениях последней четверти XIV в., как, например, икона «Успение Богородицы» (XIV в.)93 из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Драпировки в фигурах ангелов, несмотря на геометризованный рисунок складок, плавно обри­совывают тела и трактованы весьма пластично, как на иконе «Гостеприимство Авраама» из Музея Бенаки в Афинах (кон. XIV в.).

Икона из монастыря Ватопед, являясь одним из самых ярких произведений последнего этапа палеологовской живописи (последней четв. XIV в.) и по своему композиционному замыслу и по совершенству исполнения, несомненно, стала одним из образцов для икон Критской школы XV века, прежде всего — для произведений на тот же сюжет, таких как иконы из Византийского музея в Афинах, из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и др.

Поскольку иконы «Богородица Одигитрия»- и «Гостеприимство Авраама» имеют одинаковые размеры и не отличаются друг от друга по стилю и технике исполнения, то можно заключить, что это одновременно созданные произведения высочайшего для своего времени художественного уровня из одной мастерской. Особая типологическая близость ликов на иконе Богородицы Одигитрии и иконе № 169, происходящей из Салоник (ныне — в Византийском музее в Афинах), подтверждают предание о происхождении двух ватопедских икон из Салоник.

Фрагменты

Библиография