Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Феодосий Великий

Размер: 25 х 17,5

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Феодосий Великий

Уточняющая датировка: 14 в. Конец

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Преподобный Феодосий Киновиарх изображен как старец с раздвоенной бородой и редкими седыми волосами — именно так, как предписывает «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Он представлен в рост, почти фронтально, в легком контрапосте, и одет в монашеские облачения — светло-коричневвую рясу и темно-коричневую мантию с темным аналавом и кукулем за плечами. Правую руку он поднимает перед грудью в благословляющем жесте, в левой держит развернутый свиток с надписью: («Всякого житейского желания стремись избегать, возлюби безмол- вие и молчание, беги забот и удовольствий жизни»). Хотя многие буквы надписи, сопровож­дающей образ святого, осыпались или утрачены вместе с частями красочного слоя, справа и слева от его головы все же можно различить: («Святой Феодосий Киновиарх»).

Преподобный Феодосий, каппадокиец по происхождению, был одним из виднейших пред­ставителей раннего монашества в Палестине. Его известность и именование «Киновиарх» (общих житий начальник) объясняются тем, что именно он выступил как основатель общежи­тельного монашества в Палестине. Его память празднуется 11 января (здесь и далее дни памя­ти святых приведены по старому стилю. Прим. пер.).

Изображения преподобного Феодосия Киновиарха известны уже в VIII—IX веках: на створках триптихов из монастыря на Синае, а затем в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613, р. 310). В XI веке образ св. Феодосия встречается в мозаиках Неа Мони на Хиосе и в Осиос Лукас, а также во фресках нартекса Св. Софии Салоникской в XII веке — в росписях Асину и Энклейстры Св. Неофита на Кипре. В памятниках палеологовского периода изображения св. Феодосия гораздо более многочисленны: росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, церкви Св. Никиты в Чучере близ Скопье, нартексов монастырей Печ и Дечаны в Косово и др. В поствизантийский период образ св. Феодосия часто встречается в росписях соборов и трапезных афонских монастырей, например, в келлии Моливокклисия, в монасты­рях Ксенофонт, Дионисиат, Дохиар и в трапезной Великой Лавры10'. Во всех перечисленных случаях святой представлен вместе с другими преподобными. Отдельные изображения св. Феодосия, как на этой иконе из монастыря Ватопед, почти не встречаются.

Лик святого имеет овальную форму, маленькие глаза спрятаны в глубоких глазных впади­нах и сверкают, тонкие черты моделированы почти без использования линий. В лике преобладает светло-коричневый тон вохрения, который постепенно высветляется вплоть до интенсивных пятен света, выделяющих области вокруг глаз, кончик носа, лоб. Такая живопис­ная техника с противопоставлением тени и света «мистических» вспышек вокруг глаз усилива­ет резкую выразительность образа.

Аналогичная живописная техника с подобными художественными средствами и характе­ром выразительности встречается и в других позднепалеологовских произведениях, таких как двусторонняя икона из Византийского музея в Афинах с изображением апостолов Петра и Павла на лицевой стороне (2-я пол. XIV в.), на иконе «Торжество Православия» из Британского музея в Лондоне (ок. 1400 г.) и на иконе св. Евфимия из монастыря Хиландар (нач.ХVв.).

Ватопедская икона особенно близка хиландарскому образу св. Евфимия и по иконографии, и по физиогномическому типу, и по общему характеру выразительности с подчеркнутой духовной собранностью, и по технике личного письма с особой трактовкой света и тени. Однако ватопед­ская икона отличается от хиландарской более мягкой и живописной трактовкой лика, и в этом смысле она ближе иконе «Торжество Православия» из Лондона. Исходя из этих соображений, можно датировать икону св. Феодосия Киновиарха концом XIV века.

Библиография