Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Благовещение

Размер: 66 х 57

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, Архангел

Уточняющая датировка: 14 - 15 вв. Конец 14 - начало 15 вв.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона Благовещения, всегда лежащая для поклонения на особом аналое в главном храме монастыря Ватопед, освященного в честь Благовещения, является произведе­нием позднепалеологовского искусства рубежа XIV—XV веков высочайшего художественного уровня109. Богородица изображена стоящей перед троном, на фоне здания с фронтоном и риза­литами на колоннах, выделяющими Ее фигуру. Лик Богоматери обращен к архангелу Гавриилу, правую руку Она нерешительно высвобождает из скла­док мафория в жесте речи, а в левой держит пурпурную пряжу.

В то же время Ее тело повернуто в другую сто­рону, что выражает страх, испытывае­мый Ею при появлении архангела, согласно евангельскому тексту (Лк. 1:29—30). Архангел спокойно и величе­ственно приближается к Богородице, благословляя правой рукой и держа скипетр в левой.

Архитектурное обрамление сцены особенно сложно и интересно. Здания, изображенные под углом, и стена между ними создают впечатление про­странственного развития композиции в глубину. На крыши зданий накинут красный велум, что типично для живописи этого времени. Фон углубленного средника и поля иконы оранжевого цвета, имитирую­щего золото, что часто встречается и в других иконах XIV—XV веков. Также и нимбы не золо­тые, а розовые. Надписи в верхней части иконы обозначают изображаемое событие и действующих лиц. Икона имеет серебряный оклад, смонтированный из двух разновременных частей, древнейшая из которых относится к концу XIV — началу XV века". Оборот иконы покрыт драгоценной тка­нью, украшенной геометрическим орнаментом. Такое покрытие необычно для икон, что свидетельствует об особой почетной роли иконы Благовещения в литургической жизни монастыря.

По иконографии икона «Благовещение» из Ватопеда принадлежит к традиционному изво­ду, постоянно повторяющемуся в живописи палеологовского периода и особенно полюбивше­муся критским художникам XV века.

Характерные особенности стиля иконы — тонкие и стройные, почти бесплотные фигуры, их ритмичные уравновешенные движения, полные изящества и благородства позы. Складки одежд архангела, несколько линеарные и жесткие, с залитыми светом геометризованными плоскостями, отличаются виртуозным исполнением и имеют почти каллиграфический харак­тер, напоминающий приемы живописи во фресках церквей Богородицы Перивлепты (ок. 1360—1370 гг.) и Богородицы Пантанассы (ок. 1428 г.) в Мистре. С этими же ансамблями икону связывает смелое сочетание сиреневого и серо-голубого с яркими плоскостями белых светов в гиматии архангела, а также основного коричневого цвета и темно-синих отблесков в мафории Богородицы.

В ликах Богоматери и особенно архангела в иконе Благовещения можно видеть возврат к типологии образов начала XIV века. Благородный лик архангела Гавриила с тонкими чертами мягко моделирован градациями тона между широкими оливковыми тенями, вохрением и подрумянкой, и светом, который словно слегка касается лика. Белильные штрихи используются очень деликатно, роль линий ограничена (они очерчивают только глаза и локо­ны пышных волос). Все эти приемы связывают публикуемую икону с произведениями конца XIV — начала XV века. По типологии образов и технике личного письма ватопедская икона Благовещения близка иконе «Гостеприимство Авраама» из этого же монастыряи особенно иконе «Святая Троица» Андрея Рублева (1425—1427 гг.).

Таким образом, высокий художественный уровень исполнения иконы, облегченные про­порции фигур, идеализация в ликах, благородный характер образов в целом, мягкая живопис­ная техника исполнения — все эти черты позволяют считать ее одним из шедевров утонченно­го придворного искусства позднепалеологовского периода рубежа XIV—XV веков. С другой стороны, близкое художественное родство, которое мы отметили между иконами «Благовещение» и «Святая Троица» Андрея Рублева, указывает на наличие общих образцов, которые повлияли на формирование художественного стиля этого великого русского иконо­писца 1-й четверти XV века.

Фрагменты

Библиография