Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Иоанна Предтечи

Размер: 41 х 31,5

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Иоанн Предтеча, праведный Захария, праведная Елисавета, служанки

Уточняющая датировка: 14 - 15 вв. Конец 14 - начало 15 вв.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

На иконе «Рождество св. Иоанна Предтечи» в центре изображена возлежащая на ложе св. Елизавета, фигура которой обращена влево. Вокруг нее служанки, из которых одни прислуживают ей, другие стоят рядом. Одна из девушек обмахивает роженицу опахалом, другие подносят ей наполненные блюда. На первом плане разворачивается обычная для изобра­жений Рождества сцена: две служанки готовятся к купанию младенца. Повитуха, изображенная слева, держит младенца правой рукой, а левой пробует температуру воды. Справа от лохани другая служанка наливает воду из кувшина. Рядом со св. Елизаветой сидит св. Захария, в шапочке иудейского первосвященника, и пишет на дощечке имя своего сына, как сказано в Евангелии: «Иоанн имя ему» (Лк 1:63).

На фоне возвышаются два здания, между кровлями которых перекинут красный велум. Следует отметить интересную деталь: из окна правого здания выглядывает мальчик, который силится рассмотреть происходящее внизу важное событие. В верхней части золотого фона имеется надпись, обозначающая сюжет: («[Рождество] Предтечи»). Икона дошла до нас в не очень хорошем состоянии, большие части красочного слоя выпали вместе с грунтом.

По иконографии и типологии образов икона связана с художественной традицией 1 -й чет­верти XIV века. В особенности поза св. Елизаветы, которая лежит, а не сидит; сцена купания младенца, облик левой повитухи, формы архитектуры на фоне — все эти элементы восходят к образцам типа сцены «Рождество св. Иоанна Предтечи» из церкви Свв. Апостолов в Салониках. К той же традиции, существовавшей и во 2-й половине XIV века, восходит и ико­нография повитухи, Саломеи и служанок в хитонах без рукавов, оставляющих обнаженными руки с закруглениями, выделяющими плечевые суставы.

Для стиля иконы характерны легкие фигуры с удлиненными пропорциями и маленькими головами, грациозные позы, изящные движения и нежные краски. Объемные лики трактованы живописно, роль линии незначительна. Тональная моделировка с оливковыми тенями, вохрением и подрумянкой сделана очень мягко. Одежды с небольшими сверкающими белильными штрихами в отдельных местах и с глубокими складками спадают плавно, края имеют изысканные волнистые очертания. Многочисленные декоративные мотивы, например, орнаментальная вышивка на ложе св. Елизаветы, свидетельствуют о высоком художественном уровне иконы.

Несмотря на многочисленные повреждения красочного слоя, иконография и физиогноми­ческие типы, стройные пропорции фигур, плавность поз и движений, благородство ликов, мяг­кость живописной техники, а также богатство архитектурных мотивов позволяют говорить о сохранении художественных традиций и приемов классического направления живописи 1-й четверти XIV века, во 2-й половине столетия и даже в 1-й половине XV века. Не случайно икона «Рождество св. Иоанна Предтечи» по многим стилистическим особенностям близка рос­писям церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (1360—1370-е гг.), иконам «Гостеприимство Авраама» и «Благовещение» из Ватопеда, иконе «Распятие» с о. Патмос (нач. XV в.) и др.

Таким образом, икона «Рождество св. Иоанна Предтечи» является характерным примером определенных тенденций в искусстве позднепалеологовского периода и представляет собой произведение выдающегося мастера конца XIV или начала XV века, связанного со столичными художественными мастерскими.

Фрагменты

Библиография