Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Особый интерес представляют две иконы, которые по традиции называют «Игрушками императрицы Феодоры». В своем нынешнем виде они составляют диптих, правая створка которого — икона «Богородица Гликофилуса» с надписью: («Отчаянных единая Надежда»), левая — поясной образ Христа. Эти иконы разных размеров помещены в особый серебряный кивот, сделанный архимандри­том Иаковом в 1818 году. На иконах разные серебряные оклады, выполненные в технике скани, которые можно датировать концом XIV или началом XV века.

На иконе представлено поясное изображение Христа Пантократора. Правой рукой Он благословляет, в левой держит украшенное драгоценными камням Евангелие. Спаситель одет в красный хитон и темно-синий гиматий. Оранжевый фон иконы, как и в случае с иконой Богородицы, имитирует золото. По оранжевому фону прорисован красный крещатый нимб и надпись: l(HCOY)C Х(Р1СТО)С. Поверх иконы положен оклад в технике скани, орнаментальные мотивы которого не совпадают с окладом иконы Богородицы.

Такой иконографический и физиогномический тип, как на ватопедской иконе Христа, был широко распространен среди произведений Критской школы начиная с 1-й половины XV века. В трактовке лика с акцентированным рисунком бровей и глаз преобладает мягкое свече­ние, словно разлитое в розовом тоне карнации. Белильные штрихи светов деликатно положе­ны вокруг глаз, на лбу и на шее. Во всем этом еще нет каллиграфической сухости критских икон 2-й половины XV века.

Таким образом, тип лика, стиль и техника письма с мягкой моделировкой объема без рез­кой светотени, спокойное и милостивое выражение Христа на этой иконе позволяют считать ее одним из ранних произведений Критской школы и датировать 1-й половиной XV века или, воз­можно, 2-й четвертью столетия.

Фрагменты

Библиография