Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Панагия Гликофилуса

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 14 - 15 вв. Конец 14 - начало 15 вв.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Особый интерес представляют две иконы, которые по традиции называют «Игрушками императрицы Феодоры». В своем нынешнем виде они составляют диптих, правая створка которого — икона «Богородица Гликофилуса» с надписью: («Отчаянных единая Надежда»), левая — поясной образ Христа. Эти иконы разных размеров помещены в особый серебряный кивот, сделанный архимандри­том Иаковом в 1818 году. На иконах разные серебряные оклады, выполненные в технике скани, которые можно датировать концом XIV или началом XV века.

Поясное изображение Богороматери, держащей Младенца на правой руке, относится к типу Богородицы Гликофилусы («Сладколобзающей»). По сторонам от него в верхней части иконы — два поясных изображения служащих ангелов, с покровенными руками, в мелком мас­штабе. Богородица слегка склоняет голову и нежно касается щечки младенца Христа. Он обни­мает Богородицу и смотрит на Нее, ожидая материнской ласки, тогда как Она обращает печальный взгляд к молящемуся, словно предвидя грядущие страдания Своего Сына. Богородица облачена в темно-синий мафорий с золотой каймой, а Христос — в препоясанный оранжевый гиматий с золотым ассистом. Фон иконы, как это часто бывает в произведениях 2-й половины XIV—XV веков, оранжевого цвета, имитирующего золото. На нижнем поле иконы едва различима полуфигура молящейся женщины, повернутой в три четверти, которая отождествляется по сопроводительной надписи как Анна Филантропина. Это дочь протостратора и затем великого дуки — Алексея Дуки Филантропина, которая в 1395 году была выдана замуж за Мануила III, Трапезундского императора (1390—1412 гг.). У нее белый плат на голове и красный гиматий. Справа от нее едва различима полустертая надпись большими буквами: («Моление рабы Божией Анны Палеологины Кантакузины Филантропины»).

С точки зрения иконографии икона из Ватопеда представляет собой один из вариантов Богородицы Гликофилусы, который по своему богословскому смыслу очень близок к изводу Богоматери Страстной, особенно распространенный во 2-й половине XIV века. Из всех характерных иконографических элементов ватопедской иконы, связанных со Страстной сим­воликой, наиболее очевидная деталь — вывернутая пяточка младенца Христа.

Образ Богоматери в изводе Гликофилусы представляет собой точное воспроизве­дение константинопольской иконы 1-й половины XII века, знаменитой Владимирской иконы Божией Матери, ныне хранящейся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, которая послужила образцом для многих более поздних икон не только на Руси.

Тип лика Богородицы с тонкими чертами, с выражением сдержанной скорби во взгляде, словно предвидящем грядущие Страсти Христовы, а также тип лика Младенца с маленькой головкой и пухлыми щечками встречается в произведениях 2-й половины XIV века, таких как «Богородица Елеуса» из Государственного Эрмитажа. С другой стороны, мягкость личного письма с оливковым санкирем и теплыми тонами вохрения напоминает приемы, встречаю­щиеся в иконах конца XIV века.

Таким образом, сохранившиеся на иконе и на серебряном окладе надписи, относящиеся к Анне Филантропине, как и особенности стиля живописи, позволяют датировать икону Богородицы концом XIV или началом XV века.

Фрагменты

Библиография