Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Панагия Гликофилуса

Размер: 119 х 81

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1400 г

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона Богородицы Гликофилусы сохранилась плохо. Большая часть красочного слоя утрачена вместе с грунтом: в значительной мере пострадали лик и фигура Богородицы, в меньшей - лик и фигура Младенца. Также верхнее и правое поле иконы были опилены, видимо, чтобы переместить ее с первоначального места на новое.

Богородица держит Младенца на правой руке, в Ее позе выражена особая нежность. Она ласково целует Христа, который, повернувшись спиной, словно играет со Своей Матерью, прикасаясь правой ручкой к Ее лику. Богородица облачена в темно-зеленый хитон и темно- коричневый мафорий, а Младенец — в короткую белую рубашку без рукавов, вышитую цвета­ми лилии и треугольниками из трех точек. Оранжевый с золотым ассистом гиматий Христа закрывает только Его правую ножку, спадая многочисленными складками и словно образуя фон для Его фигуры. На желтовато-золотистом фоне иконы из сопроводительных надписей сохранилась только одна: Х(РIСТО)С.

Ватопедская икона точно следует одному из изводов Богородицы Гликофилусы, за которой закрепилось название «Пелагонитисса». В этом изводе мотив взыграния Младенца противопо­ставляется печальному выражению лика Богоматери, предвидящей Его грядущие страдания. С другой стороны, как известно, в церковных песнопениях и в проповедях Отцов Церкви скорбь Богородицы во время Страстей Господних часто связывается с воспоминаниями о Его детстве.

Этот иконографический тип Богородицы, связанный как с Боговоплощением, так и со Страстной темой, появляется в византийском искусстве в палеологовский период и получает широкое распространение в центральной Македонии в XIII и особенно в XIV—XV веках как в монументальной живописи, так и в иконописи. Среди характерных примеров — миниатюра Евангелия из Призрена, хранящаяся в Национальной библиотеке в Белграде (XIII в.), икона Богородицы Гликофилусы, или «Кехаритомени», из монастыря Ксенофонт (кон. XIII - нач. XIV в.), фресковые образы Богородицы Пелагонитиссы в Старо-Нагоричино (1316—1318 гг.) и в кафоликоне монастыря Хиландар (1360-е гг.), икона Богородицы Аврамиотиссы (3-я четв. XIV в.) в том же монастыре, аналогичные иконы Богородицы Гликофилусы из храма Богородицы Горгоэпикоос в Верии (ок. 1400 г.) и из храма Богородицы Фанеромени там же (ок. 1400 г.), икона Богородицы Гликофилусы из церкви Св. Николая в Прилепе (1-я пол. XVв.), икона Богородицы Пелагонитиссы из монастыря Преображения в Зрзе (1421/1422 г., ныне в Музее Скопье), икона Богородицы Гликофилусы в Призрене (сер. XIV в.), а также икона Богородицы Гликофилусы в монастыре Св. Екатерины на Синае (нач. XV в.), возможно, тоже происходящая из Македонии, и др.

На большинстве из названных выше икон Богородица не имеет особого эпитета или он не сохранился. Название «Пелагонитисса», которым этот извод принято обозначать в научной литературе, встречается только на фреске из Старо-Нагоричино и на иконе из монастыря Преображения в Зрзе близ Прилепа. Еще на трех иконах того же извода, на которых сохра­нились сопроводительные надписи (иконы из монастырей Ксенофонт, Хиландар и из храма Богородицы Фанеромени в Верии), изображение Богородицы сопровождается, соответствен­но, эпитетами «Кехаритомени», «Аврамиотисса» и «Лимитзистини».

Несмотря на плохую сохранность, можно выделить некоторые характерные черты стиля живописи, такие как слитная широкая манера личного письма с преобладанием розового тона без градаций, с резкими оливковыми тенями и немногочисленными мягкими светами, обрисо­вывающими кисти рук и суставы пальцев, отсутствие рельефной проработки мышц, часто встречающейся в других иконах, а также сдержанная трактовка объема фигуры Младенца. Эти черты позволяют связывать ватопедскую икону с произведениями, относящимися к рубежу XIV—XV веков. Среди них как наиболее характерные примеры можно привести иконы Богородицы Пелагонитиссы в храме Богородицы Горгоэпикоос в Верии (ок. 1400 г.) и икону из монастыря Преображения в Зрзе близ Прилепа в центральной Македонии (1421/1422 г.).

Икона из монастыря Ватопед, несмотря на плохое состояние, является выдающимся про­изведением позднепалеологовского искусства, созданным около 1400 года. Исключительное живописное мастерство, мягкость личного письма, прекрасный плавный рисунок пальцев рук, проработка сияющих одежд — все это позволяет причислить ее к произведениям мастерской крупного художественного центра, возможно, Салоник.

Фрагменты

Библиография