Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Ермоген, Мина и Евграф

Размер: 39 х 37

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Мученик Мина Калликелад, священномученик Ермоген Акрагантийский, мученик Евграф Александрийский

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1400 г

Век: 15

Страна: Македония

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое и многофигурное

Иконографическая справка

Свв. Ермоген и Евграф изображены по сторонам от святого, которого можно уверенно отождествить со ев. Миной Калликеладом, несмотря на отсутствие сопроводительной надписи из-за утрат красочного слоя, вызванных вертикальной трещиной. Святые имеют общий день поминовения — 10 декабря.

В соответствии с текстом жития, св. Мина был послан в Александрию Египетскую импе­ратором Максимианом (286—305 гг.) или Максимином (311—313 гг.) с тем, чтобы примирить разделенных междоусобной враждой жителей. Там, исполнив свою миссию, святой исповедал Христианство. Тогда, чтобы убедить св. Мину отречься, император прислал епарха Ермогена, который, однако, тоже принял христианство и был рукоположен в епископа. После этого император приказал обоим отрубить голову. Вместе с ними был казнен и секретарь (нотарий) св. Мины, Евграф.

В левой части иконы представлен св. Ермоген с седыми волосами и бородой166, одетый в архиерейские облачения как епископ Александрии. В руках он держит крест - символ мучени­чества — и закрытое Евангелие. Справа и слева от его головы читается надпись. В центре изображен св. Мина с обычными для его облика индивиду­альными чертами, короткой кудрявой седой бородой и волосами. Он одет в длинный хитон с рукавами и вышивкой по краю; на его плечи накинут плащ, скрепленный застежкой на груди. В правой руке он держит мученический крест, на его голове — украшенный драгоценными кам­нями венец. От сопроводительной надписи сохранилась только начальная часть (слева от головы святого). Св. Евграф изображен юным, безбородым, с пышными кудрявыми волосами, одетым в такие же одежды, как и св. Мина. Он тоже держит крест в правой руке, на его голове — драгоценный венец. Рядом читается сопроводительная надпись.

Совместное изображение этих трех святых встречается в целом ряде произведений визан­тийской живописи, таких как Токалы-килисе в Каппадокии и в монастыре Хора в Константинополе. Однако следует отметить, что эти трое святых не всегда изображаются с одними и теми же чертами внешнего облика. Так, св. Мина Калликелад иногда представлен как старец с остроконечной бородой, как в росписях Протата, иногда с лысиной, как в мозаи­ке монастыря Хора. Нередко св. Евграф, у которого на этой иконе нет бороды, изображается с маленькой бородкой, как на фреске в Старо-Нагоричино.

Фигуры тонкие, почти бестелесные, с узкими плечами и маленькими головками, их объем моделирован совсем слабо, только на бедрах и коленях. Удивительная неподвижность выстроенных по порядку фигур оживляется едва заметной нюансировкой поз и жестов, что создает ощущение таинственной общности между изображенными святыми.

Складки хитонов и плащей образуют ритмичный ровный рисунок. Они спадают с мону­ментальной тяжеловесностью и напоминают каннелюры колонн. Краски и сочетания цветов в одеждах свв. Мины и Евграфа яркие и насыщенные, а в одеждах св. Ермогена — темные.

Черты узких худых ликов деликатно обрисованы линиями и подчеркнуты светотенью. В личном письме использованы оливково-зеленоватые тени, которые постепен­но высветляются слоями теплых тонов вохрения с едва заметной подрумянкой на щеках. Такая сочная живописная моделировка объема ликов встречается также в произведениях конца XIV века в Македонии, например, в росписях храма Св. Афанасия ту Музаки в Кастории (1383-1384 гг.).

Немного небрежная трактовка локонов прически св. Евграфа напоминает живописные приемы других произведений того же времени, например, фресок одного из мастеров, распи­савших в конце XIV — начале XV века храм Св. Фотиньи в Берии.

В целом легкие, почти бестелесные фигурки святых, живописная трактовка ликов и напря­женная выразительность образов позволяют отнести эту икону к произведениям мастерской, работавшей на рубеже XIV—XV веков в одном из городов Македонии, возможно, в Кастории.

Фрагменты

Библиография