Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Елеуса (на обороте Одигитрия)

Размер: 59,5 х 58

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 15 в. Начало

Век: 15

Страна: Македония

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На двусторонней иконе из монастыря Ватопед на лицевой стороне представлена Богородица Одигитрия с надписью «Елеуса», а на оборотной — более поздний образ Богородицы Одигитрии (XVII в.). Таким образом, эта «двусторонняя» икона не была задумана таковой изначально, но получила свой нынешний облик в результате повторения в более позд­нее время на обороте того же сюжета, что и на лицевой стороне.

Лицевую сторону занимает поясное изображение Богородицы, держащей Младенца на левой руке. Ее фигура и лик слегка повернуты к Христу, взор словно предвидит Его грядущие страдания. На левой руке Богородица держит младенца Христа, правая поднята в жесте моле­ния. Она облачена в голубой хитон и светло-красный гиматий с золотой каймой.

Младенец сидит прямо на руках Богоматери и поднимает к Ней голову, словно ожидая материнской ласки. В левой руке Он держит свернутый свиток, правой благословляет. Младенец одет в белую рубашку с лентами на плечах, вышитую треугольными цветочками, и в гиматий с золотым ассистом, обернутый вокруг пояса и падающий многочисленными складка­ми на левую руку Богородицы.

Фон иконы, как часто бывает в про­изведениях палеологовской эпохи, светло-зеленый, а не золотой, нимбы — золотисто-желтые. Образы Богороди­цы и Христа сопровождают надписи.

Состояние сохранности иконы относительно хорошее. Местами кра­сочный слой шелушится, в нижней части фигуры Младенца имеется боль­шая утрата живописи.

Неизвестный мастер иконы «Бого­родица Елеуса» следует одному из ва­риантов традиционного и широко рас­пространенного иконографического типа Одигитрии. Он нарушает строгую фронтальность образов и подчеркивает трогательные взаимоотношения между Богородицей и Младенцем, выражен­ные в их повороте друг к другу.

Сопровождающее образ Богородицы из монастыря Ватопед именование Елеуса («Милостивая»), по мне­нию исследователей, подчеркивает милостивое отно­шение Богородицы к мольбам верующих и Ее роль заступницы перед Христом и молитвенницы об их спа­сении. Это именование встречается независимо от того или иного конкретного иконографического типа Богоматери в монументальной живописи и иконописи с XIII века. Древнейшим примером является икона XIII в. века из Пафоса на Кипре. Одно также встречается на изображениях Богородицы Гликофилусы (Умиление) в Македонии, в памятниках средневеко­вого сербского искусства XIV века, в иконах Критской школы с XV века.

Типология и характер обликов Богородицы и Христа соответствуют тем физиогномическим типам, которые были распространены в живописи конца XIV — начала XV века. В качестве примеров можно привести икону Богородицы Гликофилусы из Византийского музея в Верии (нач. XV в.), икону Богородицы Одигитрии из Митрополии в Верии (кон. XIV — нач. XV в.), икону Богородицы Одигитрии из Маркова монастыря (ныне в музее Скопье) и др.

В технике личного письма также много черт, встре­чающихся в произведениях македонских мастерских позднепалеологовского периода: лики и руки имеют зеленовато-оливковый оттенок и написаны очень гладко, с незаметными тональными градациями; вокруг глаз, на лбу и шее положены каллиграфически сухие штрихи светов. Все эти приемы можно видеть в таких произведениях, как иконы из иконостаса Маркова монастыря (ок. 1400—1405 гг., ныне в музее Скопье), икона Богородицы Гликофилусы из Византийского музея в Верии, икона ев. Георгия Диасорита (2-я треть XV в.) из Государственнного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, возможно, происходящая с Афона, и др.

Учитывая вышесказанное, можно полагать, что икона «Богородица Елеуса» является произведением провинциальной мастерской, работавшей в начале XV века где-то в Македонии, вероятно, в Верии.

Библиография