Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Царские врата

Размер: 128 х 65

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, архангел Гавриил

Уточняющая датировка: 15 в. Начало

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Створки Царских врат с изображением «Благовещения» были опилены со всех сторон, что произошло в более позднее время при их переносе на новое место — в алтарную преграду парекклесиона Рождества Богородицы в башне, где распо­лагается библиотека монастыря Ватопед. В сцене Благовещения Богородица изображена стоящей перед престолом без спинки, обращенной к архангелу Гавриилу. В левой руке Она держит пурпурную пряжу и веретено, а правую, спрятанную в складках одежды, нерешительно протягивает вперед в жесте страха и изумления (Лк 1:29—30). Богородица облачена в темно­синий гиматий и коричневый мафорий с бахромой и кистями. Слева архангел Гавриил шагает по направ­лению к Богородице с жестом благословения, возвещая Ей Боговоплощение. На нем синий хитон с оранжево­золотым клавом и оливково-зеленый гиматий. Фон иконы - желтый, нимб архангела — оранжевый, нимб Богородицы — светло-зеленоватый.

На этих Царских вратах воспроизводится иконографический извод Благовещения, наиболее распро­страненный с X—XI веков, который становится осо­бенно популярным у критских художников XV—XVI веков.

Несмотря на значительные утраты, видно, что фигуры высокие и крепкие, с выявленным объемом тел. Мафорий Богородицы ложится крупными плос­костями, хитон ниспадает тяжелыми вертикальными складками. Одежды архангела Гавриила очень широ­кие, что усиливает впечатление объемности фигуры, особенно бедер. Складки вычерчены множеством жестких линий и светлых плоскостей с отсветами, что напоминает приемы живописи конца XIV — 1-й чет­верти XV века.

В широких ликах Богородицы и архангела Гавриила четкие оливково-зеленые тени и гладкие плос­кости вохрения с теплым красным тоном на щеках и губах создают мягкую пластическую моделировку объе­ма, которая сочетается с безупречным каллиграфическим рисунком черт ликов и графичной трактовкой положенных в отдельных местах светов и локонов пышных волос архангела.

Типы ликов и техника личного письма, аналогичные образам из «Благовещения», встре­чаются среди произведений конца XIV— начала XV века. Так, Богородица на ватопедских вра­тах похожа на Богородицу из Высоцкого чина в Третьяковской галерее, который был прислан из Константинополя в 1387—1395 годы, а архангел Гавриил — на ангелов с иконы Святой Троицы Андрея Рублева, датируемой временем около 1411 или 1425-1427 годами.

Исходя из сказанного выше, можно полагать, что «Благовещение» на Царских вратах из Ватопеда с его торжественным характером, типичными позами, крепкими фигурами с малень­кими головками, каллиграфическим рисунком благородных невозмутимых ликов, написанных в классической манере, представляет собой произведение константинопольских мастерских начала XV века того же направления, которое оказало решающее влияние на искусство вели­кого русского иконописца Андрея Рублева.

Фрагменты

Библиография