Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Димитрий Солунский

Размер: 31 х 18

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Великомученик Димитрий Солунский

Уточняющая датировка: 15 в. Начало

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Св. Димитрий изображен в рост, облаченным в воинские доспехи (Ил. 163). На нем корот­кая красная рубаха с рукавами, панцирь и зеленый плащ, конец которого обернут вокруг левой руки. В ней же он держит маленький круглый щит, в правой — копье, идущее по диагонали перед грудью, на правом плече у святого висит меч. Икона с ковчегом, фон золотой, позем вишнёвый. По сторонам от головы святого читается надпись. Состояние сохранности иконы не очень хорошее. Во многих местах имеются утраты красочно­го слоя и кракелюр.

Такой иконографический тип св. Димитрия, как на ватопедской иконе, восходит к обра­зам святых воинов в произведениях раннепалеологовского периода, например, в росписи церк­ви Св. Николая Орфаноса в Салониках (ок. 1315—1320 гг.), кафоликона монастыря Хиландар (1320-1321 гг.) и др. С другой стороны, многие более конкретные нюансы иконографии и стиля в изображении св. Димитрия на иконе из Ватопеда — трактовка одежды, жесты, высокая стройная фигура, развернутая в легком контрапосте — находят аналогии среди произведений позднепалеологовской живописи, таких как икона св. Георгия из кельи Св. Прокопия на Афоне (2-я четв. XV в.), створка складня с изображением св. Димитрия из монастыря Св. Екатерины на Синае (2-я пол. XIV в.), миниатюра с изображением св. Георгия в стихирарии № 1234 из того же монастыря (1469 г.), написанная священником Иоанном Плусиадином.

Неизвестный художник ватопедской иконы воспроизводит традиционный иконографиче­ский тип св. Димитрия — с длинной шеей, овальным ликом и короткими волосами. Использованные в этой иконе приемы личного письма, восходящие к 1-й четверти XIV века, в слегка модифицированном виде продолжали существовать во 2-й половине столетия и встре­чаются во многих произведениях конца XIV — начала XV века. Это оливково-зеленые тени, незаметные градации основного охристого тона с нежной подрумянкой, сильно затененные, широко раскрытые глаза, свободно положенные белильные штрихи, озаряющие лоб, области вокруг глаз, подбородок и шею. В качестве ближайшей стилистической аналогии ватопедской иконы можно привести икону св. Димитрия из Византийского музея в Верии (кон. XIV в.): на обеих у святого стройная фигура и тот же тип лика. Хотя в иконе из Ватопеда и в облике свя­того в целом - в чертах лика, в технике личного письма — видны некоторые специфические приемы провинциальных мастерских, работавших в Македонии в начале XV века, в то же время характер образа с едва заметным оттенком отстраненности напоминает фрески Каленича в Сербии (нач. XV в.).

Библиография