Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Никола Чудотворец

Размер: 25 х 20

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Святитель Николай

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона св. Николая сохранилась довольно плохо. Примерно две трети поверхно­сти красочного слоя утрачены вместе с грунтом, в том числе большая часть фигуры святого, кроме головы. Насколько можно судить по остаткам живописи, на иконе было представлено поясное фронтальное изображение св. Николая в архиерейских облачениях, от которых сохра­нилась часть омофора с крестами. Голова окружена серебряным нимбом, по сторонам по жел­товатому фону иконы, заменяющему золото, читается надпись.

Художник следует традиционному иконографическому типу св. Николая, который, как правило, изображается в виде старца со строгим ликом, с высоким, изборожденным морщина­ми выпуклым лбом с залысинами и круглой бородой. Его волосы редкие, борода короткая, округлой формы.

В трактовке старческого лика с основным охристым тоном и красно-коричневыми тенями, выявляющими выпуклые части и морщины, художник стремится к жизнеподобию. Особенности физиогномического типа и технические приемы, также как использование серебряной краски для нимба, указывают на провинциальную мастерскую, работавшую в Верии или Кастории в XV веке, вроде тех, в которых были написаны икона свв. Василия Великого и Николая из Византийского музея в Верии (последняя четв. XV в.) и двусторонняя икона из Византийского музея Кастории со св. Николаем и сценами его жития на лицевой стороне (XV в.).

Библиография