Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Андрей Первозванный

Размер: 45,5 х 24

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Апостол Андрей Первозванный

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На иконе апостол Андрей представлен стоящим фронтально в легком контрапосте. Его правая рука поднята перед грудью в благословляющем жесте, в левой он держит свернутый свиток и длинный жезл с крестом на конце, верхняя часть которого над плечом апо­стола утрачена. Апостол Андрей облачен в темно-синий хитон с рукавами и золотыми клавами, в оливково-зеленый гиматий, препоясанный и оставляющий открытой правую руку от плеча. Нимб очерчен пунктирным контуром из точек, наколотых по золотому фону иконы. Большая часть сопроводительной надписи утрачена, но некоторые буквы еще различимы: [A]NA[PE]AC. Состояние сохранности иконы достаточно хорошее, однако имеются утраты красочного слоя на одеждах, волосах и золотом фоне, а также утраты грунта на полях.

Изображение апостола Андрея с длинной бородой и седыми, обычно растрепанными воло­сами соответствует традиционной иконографии, в которой оно встречается в многочисленных произведениях византийского и поствизантийского искусства40. Часто встречаются изображе­ния апостола Андрея вместе с другими апостолами — поясные, в рост или на престолах, обыч­но в деисусных чинах, например, в чине, исполненном Феофаном для монастыря Ставроникита, или в чине работы Михаила Дамаскина на о. Керкира. В то же время нередки и отдельные изображения апостола Андрея, такие как икона Эммануила Цанеса из Греческого института в Венеции, на которой он представлен восседающим на престоле, или сцены его мученичества, как на иконе Михаила Дамаскина из Византийского музея в Афинах. Ватопедская икона принадлежит к группе отдельных фронтальных изображений апостола Андрея в рост, со свернутым свитком и длинным жезлом с крестом на конце. Среди немногих примеров этого типа можно назвать икону XVI века из Галереи Темпл в Лондоне, икону Эммануила Цанеса из собрания Е.А. Стафату и, наконец, еще одну икону XVI века из собрания Э. Велимезиса.

Образ апостола Андрея с широким ликом, крупными чертами, резким контрастом между оливково-зелеными тенями и розоватым основным тоном личного письма с немного­численными свободными мазками светов находит аналогии среди произведений македонских мастерских 2-й половины XIV и 1-й половины XV века. Такой датировке соответствует и тех­ника доличного письма с яркими белильными пробелами на фоне однотонной плоскости одежды. Аналогичные приемы, восходящие к произведениям 2-й половины XIV века, можно встретить в трактовке одежд апостолов из деисусного чина (1421/1422 г.) монастыря Зрзе близ Прилепа.

В целом ватопедская икона апостола Андрея по своей резкой выразительности антикласси- ческого типа с мелкими, яркими светами и пробелами, сверкающими на лике, на руках и на одеждах соответствует стилю македонских мастерских 1-й половины XV века.

Фрагменты

Библиография