Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Артемий и Арефа

Размер: 23 х 19,5

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Воины-мученики Артемий и Арефа

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На небольшой иконе изображены на золотом фоне два святых воина-мученика, слева - ев. Артемий, справа — св. Арефа.

Св. Артемий стоит, повернувшись вправо, но его взгляд направлен на молящегося. В пра­вой руке он держит перед грудью копье, в левой — треугольный щит. Святой облачен в рос­кошный панцирь, густо расцвеченный ассистом, под которым видна темно-зеленая рубаха с рукавами. Широкий красный плащ, наброшенный на левое плечо, спадает за спину, открывая взгляду стройную фигуру святого воина. На ногах у него высокие бордовые сапожки и зеленые поножи.

В соответствии со сведениями из жития, св. Артемий жил во времена св. Константина Великого и был военачальником в Александрии. Он претерпел мученичество в Антиохии, куда поспешил отправиться, чтобы вмешаться в преследования христиан, учиненные Юлианом Отступником. День памяти великомученика Артемия празднуется 20 октября.

На ватопедской иконе св. Артемий изображен не в традиционных мученических одеждах, а как воин, что соответствует палеологовской традиции. Именно как воин он представлен в Тимотесубани в Грузии (1-я четв. XIII в.), в церкви Св. Николая в Манастире близ Прилепа (1271 г.), в Протате на Афоне (ок. 1290 г.), в церкви Св. Николая Орфаноса в Салониках (ок. 1315—1320 гг.), в монастыре Ресава в Сербии (1407—1418 гг.) и др. В мученических одеждах св. Артемий изображен в парекклесионе Св. Георгия в монастыре Св. Павла (1535 г.), в кафо- ликоне монастыря Дионисиат (ок. 1547 г.) и др.

Тип лика святого не следует иконографической традиции, согласно которой «Артемий видом подобен Христу»50. На этой иконе лик святого более узкий и худощавый, как во многих более поздних изображениях.

Св. Арефа изображен стоящим фронтально в легком контрапосте. В правой руке он держит копье, в левой — круглый щит. На нем темно-синий с золотым ассистом панцирь, под которым надета короткая красная рубаха с рукавами. Бордовый плащ наброшен на оба плеча и спадает сзади, словно обрамляя фигуру святого. На ногах св. Арефы высокие сапожки и наколенники. На золотом фоне читается сопроводительная надпись с именем святого.

Согласно житию, св. Арефа жил в VI веке в городе Негра в Эфиопии, где в пожилом воз­расте претерпел мученичество. Память великомученика Арефы празднуется 24 октября.

На ватопедской иконе св. Арефа также изображен не в мученических, а в воинских одеж­дах, что встречается в палеологовских произведениях (например, изображение св. Нестора в церкви Св. Николая Орфаноса в Салониках). Образ св. Арефы в виде воина впервые встреча­ется в Дечанах в Косово (сер. XIV в.), затем в монастыре Ресава в Сербии (1407—1418 гг.). Однако с XI века чаще можно видеть его изображение в мученических одеждах, например, в росписях Протата на Афоне (ок. 1290 г.), в Псаче в Македонии (1365—1371 гг.), в кафоликоне монастыря Дохиар на Афоне (1568 г.) и т. д.

Лик св. Арефы широкий, борода короткая, волосы доходят до подбородка. Эти иконогра­фические черты отличаются от изображений св. Арефы в названных выше памятниках, где он имеет более удлиненный лик и длинную бороду, что соответствует указаниям Дионисия Фурноаграфиота.

В целом ватопедская икона является произведением художника, который в выборе иконо­графии следует традициям палеологовского искусства, но в типах ликов свв. Артемия и Арефы отступает от принятых черт. С точки зрения стиля его отличает живописная и несколько небрежная манера личного письма, резкая светотень, свободные, графически трактованные света и несколько ослабленная выразительность. Икону можно причислить к произведениям некой провинциальной мастерской, работавшей в Македонии в 1-й половине XV века.

Библиография