Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанникий, Савва, Пахомий и Ефрем Сирин

Размер: 40 х 27,5

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Иоанникий Великий, преподобный Савва Освященный, преподобный Пахомий Великий и преподобный Ефрем Сирин

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое и многофигурное

Иконографическая справка

На иконе горизонтального формата с ковчегом и широкими полями представлены в рост четверо преподобных. С помощью чередования жестов и движений их упорядоченное расположение одного за другим приобретает единый ритм: св. Иоанникий слегка повернут к св. Савве, представленному фронтально, тогда как двое других святых едва заметно склоняют­ся друг к другу. Следует отметить, что иконы горизонтального формата со стоящими в ряд свя­тыми встречаются не так часто. Подобный формат и тип изображения святых обычно выбирается для изображения пяти мучеников Севастийских или Персидских — например, на иконе конца XI — начала XII века из Великой Лавры, на иконах из монастыря Ватопед и из монастыря Хиландар (ок. 1400 г.). Реже в таком виде изображаются другие группы святых, например, икона с четырьмя святыми воинами из Хиландара (1680/1681 г.) или икона с препо­добными (3-я четв. XVII в.) из монастыря Пантократор. И сама схема, и тип изображения про­исходят из монументальной живописи, где преподобные изображаются стоящими в ряд один за другим, нередко в виде отдельного панно, например, во фресках церкви Христа Спаси­теля в Верии (1315 г.), в кафоликоне монастыря Хиландар (1320/1321 г.), в церкви Св. Николая Орфаноса (ок. 1315—1320 гг.) в Салониках и др.

Большая часть надписей, сопровождавших образы преподобных, утрачена, однако облаче­ния и физиогномические типы позволяют идентифицировать их. Первым изображен св. Иоанникий — старец с длинной бородой, босыми ногами, в короткой рубахе оливкового цвета и с посохом с крестом на конце. Все эти признаки соответствуют описанию Дионисия Фурноаграфиотаы и воспроизводятся на фреске трапезной Великой Лавры (1535—1541 гг.) и кафоликона монастыря Дионисиат (ок. 1547 г.). Как великосхимник, прп. Иоанникий имеет аналав на груди. В руке он держит свиток с надписью: («Дым отгоняет рой пчелиный, псалмов же пение — осиный рой бесов»). Затем изображен св. Савва в монашеских облачениях, со свернутым свитком в руках. На нем длинная ряса с рукавами, мантия, аналав и куколь. Св. Савва легко узнаваем по редким седым волосам и характерной короткой раздвоенной бороде. Он также изображен на фресках церкви Христа Спасителя в Верии (1315 г.), Св. Николая Орфаноса (ок. 1315-1320 гг.) в Салониках, кафоликона монастыря Пантократор (ок. 1360—1370 гг.), трапезной монастыря Филофей (ок. 1540 г.), трапезной монастыря Ставроникита (1545/1546 г.), кафоликона монастыря Дионисиат (ок. 1547 г.) и др. Следующим представлен св. Пахомий - старец с заостренной бородой, в монашеских облачениях, с куколем на голове. Правой рукой он благословляет, в левой держит развернутый свиток с трудноразличимой надписью. Конкретные черты лика преподобного следуют тому образцу, который обычно воспроизводит­ся с XI века, например, в мозаиках Осиос Лукас и Неа Мони на о. Хиос. Последний на ико­не - св. Ефрем Сирин, старец с редкой бородкой, что соответствует описанию Дионисия Фурноаграфиота. Он также изображен с куколем на голове, правой рукой благословляет, в левой держит свиток с характерной для его изображений надписью: («Дерзость, со смехом смешанная, утвердившись в душах, легко ниспровергает»). Аналогичные изображения св. Ефрема Сирина встречаются во фресках собора Протата (ок. 1290 г.), в Старо-Нагоричино (1316-1318 гг.), в старом кафоликоне монастыря Ксенофонт (1544 г.), в кафоликоне монастыря Дионисиат (ок. 1547 г.), а также в парекклесионе Дионисия Фурноаграфиота в Карее (1711 г.) и др.

Лики преподобных написаны в живописной манере с контрастной светотенью, со сверкаю­щими белильными пятнами светов, которые на лбу св. Саввы образуют геометрический рисунок. Волосы и бороды написаны зеленовато-серыми мазками разных оттенков, напо­минающими язычки пламени. Одежды образуют проработанные широкими вертикальными пробелами складки, прямые и ясные, уподобляющие фигуры колоннам. Аналогичная живопис­ная манера личного письма встречается в изображении апостолов по сторонам от Богородицы Одигитрии на двусторонней иконе начала XV века из монастыря Пантократор и во фресках сере­дины XV века в монастыре Лещаны близ Охрида (1451/1452 г.).

Изборожденные морщинами лики преподобных отличает резкая выразительность: малень­кие, глубоко посаженные глаза пустынножителей кажутся ввалившимися от воздержания и духовных подвигов.

Типы ликов, стилистические особенности и экспрессионистический характер образов пре­подобных Иоанникия, Ефрема и особенно Саввы представляют провинциальное направление 1 -й половины XV века, отражающее традиции македонского позднепалеологовского искусства, такого как фрески Старой Митрополии в Эдессе, росписи кафоликона монастыря Пантократор (ок. 1360—1370 гг.) и др.

Фрагменты

Библиография