Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Лествичник

Размер: 43 х 30

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Иоанн Лествичник

Уточняющая датировка: 15 в. Середина

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Св. Иоанн Лествичник изображен как старец с седыми волосами и длинной бородой, точно в соответствии с описанием в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота. Он пред­ставлен в рост, почти фронтально, в легком контрапосте. На нем монашеские облачения — темно-синяя ряса и коричневая мантия со светло-коричневым аналавом. Правой рукой он бла­гословляет, в левой держит развернутый свиток с надписью: («Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем...»). В верхнем левом углу иконы виден сегмент неба с исходящими из него лучами. По сторонам от головы преподобного читается надпись: («Св. Иоанн Лествичник»).

Св. Иоанн Лествичник, живший в VI веке, долгие годы был игуменом монастыря Св. Екатерины на Синае. Его популярность в монашеских кругах связана со знаменитым сочи­нением святого — «Лествицей», ставшей настольной книгой подвижников. Память преподоб­ного Иоанна Лествичника празднуется 30 марта.

С точки зрения иконографии ватопедская икона воспроизводит тот облик святого, кото­рый встречается уже в XI веке в мозаиках Осиос Лукас и Неа Мони на о. Хиос, а в следующем столетии присутствует во фресках Энклейстры Св. Неофита на Кипре. В палеологовскую эпоху св. Иоанн Лествичник изображается в росписях Протата и церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, в мозаиках монастыря Богородицы Паммакаристос в Константинополе, а также на иконе из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и на нескольких синайских иконах.

Лик святого написан в живописной манере с глубоким оливковым тоном санкиря, на кото­рый положены яркие пятна светов на лбу, щеках и гребне носа. Для стиля живописи характе­рен, прежде всего, сильный контраст между тенью и светом, что усиливает экспрессивный характер образа. Аналогичные приемы в личном письме и острая выразительность образов в целом встречаются в других произведениях середины XV века, например, во фресках монасты­ря Лещаны близ Охрида (1451/1452 г.).

Ряса св. Иоанна спадает широкими складками, образующими четкие вертикальные линии, уподобляющие фигуру колонне, как и на другой иконе 1-й половины XV века из монастыря Ватопед, а также в отдельных изображениях святых в трапезной монастыря Ксенофонт (1496—1497 гг.).

Таким образом, экспрессивный характер живописи иконы св. Иоанн Лествичника позво­ляет отнести ее к произведениям мастерской, работавшей в середине XV столетия в Македонии или на Афоне.

Библиография