Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Успение

Размер: 110 х 84

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, ангелы, апостолы

Уточняющая датировка: 15 в. Вторая половина

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона «Успение Богородицы» имеет значительные утраты красочного слоя в пра­вой части композиции, в большей части левого поля и в некоторых местах на ткани, которой убран смертный одр Богородицы.

Иконография ватопедской иконы Успения следует в основных своих чертах более лако­ничному изводу, позволяющему выделить два главных действующих лица в этой сцене — Христа и Богородицу. Во всей композиции господствует высокая фигура Христа, стоящего фронтально с душой Богородицы, изображенной в виде спеленутого младенца на руках. Он окружен необычным ромбовидным сиянием «Славы» без ангелов, которое соединено с сег­ментом неба в верхней части иконы. На первом плане — тело Богородицы, лежащее на высо­ком и широком смертном одре, перед которым стоят две зажженные свечи на подсвечниках. По сторонам от Него размещены две группы теснящихся апостолов. Их движения, позы, жесты и лики выражают сдержанную скорбь по усопшей Богородице. Первым в левой группе у изго­ловья стоит апостол Петр, держащий кадило. В правой группе, которая почти не сохранилась, у подножия ложа должен был стоять апостол Павел. Из остальных апостолов можно узнать бла­гоговейно склонившегося Иоанна Богослова, сокрушающегося св. Андрея за ним и св. Луку с тонзурой в левой группе апостолов. Композиция дополняется фигурами двух иерархов слева, первый из которых держит закрытое Евангелие; справа был, по меньшей мере, еще один, насколько можно судить по сохранившимся остаткам живописи. Фон заполнен изображения­ми двенадцати апостолов, слетающихся со всех концов земли на облаках, несомых ангелами, по шесть с каждой стороны. В центральной части верхнего поля иконы читается надпись: («Успение Богородицы»).

Иконография иконы из монастыря Ватопед, как кажется, воспроизводит тот извод, который в основных своих чертах сложился в средневизантийский период, а затем сохранялся и в палео- логовскую эпоху. Некоторые детали иконографии Успения, такие как скорбящие жены, эпизод с Аффонием, а также монохромные изображения ангелов в «Славе», окружающей Христа, здесь опущены. Отсутствие тех же мотивов можно видеть на современной данному памятнику иконе из монастыря Св. Иоанна Богослова на о. Патмос (XV в.), а также в изображении Успения на обо­роте иконы Богоматери Донской в Третьяковской галерее в Москве (кон. XIV в.)87. На ватопед­ской иконе этот лаконичный характер иконографии усугубляется и отсутствием зданий, обычно обрамляющих сцену Успения: здесь фон занят изображением апостолов, прилетающих на обла­ках. Эта тема, известная уже с середины X века по фреске Новой Токалы-килисе в Каппадокии, встречается в XI веке на фреске в Св. Софии Охридской, а также в литургическом свитке Stavrou 109 Иерусалимского патриархата. В конце XII века прибытие апостолов на облаках изображает­ся на иконе из монастыря Богородицы Мавриотиссы в Кастории, в начале XIII века — на иконе «Успение» из Третьяковской галереи и затем получает широкое распространение.

Стилистическая справка

Интересная особенность ватопедской иконы — своеобразная форма «Славы», окружающей фигуру Христа. Как правило, в композициях Успения Богородицы она имеет эллипсовидную форму; в палеологовскую эпоху появляются и более усложненные варианты, например, в Старо-Нагоричино, в Грачанице и в церкви Св. Таксиарха в Кастории. Что особенно инте­ресно, на ватопедской иконе «Слава» Христа соединяется с небесным сегментом. Такой мотив в довольно близкой форме есть на фреске из Маркова монастыря (ок. 1376 г.) близ Скопье, хотя там изображено, как душу Богородицы принимают ангелы в небесных вратах. Аналогичная форма «Славы», заполненной множеством монохромных изображе­ний ангелов, есть также на иконе Успения Богородицы середины XVI века из Протата, где в месте соединения «Славы» и небесного сег­мента представлено вознесение Богородицы.

Композиция иконы лаконична и архаична: в ней отсутствуют скорбящие жены и ангелы. При этом она плотная и симметричная — апостолы и святители расположены двумя одинаковыми группами по сторонам от Христа и смертного одра Богородицы. В верхней части иконы симметричны также изображения апостолов, прилетающих со всех концов земли. Аналогичные ватопедской иконе иконография и композиционная схема с акцентом на фигуре Христа, видимой почти до колен, встречается в произведениях конца XIV и 1-й половины XV века, таких как изображение Успения Богородицы на обороте иконы «Богоматерь Донская» из собрания Государственной Третьяковской галереи, приписываемое Феофану Греку, и икона с о. Патмос. В рус­ских иконах Московской школы конца XV века обычно больше вни­мания уделяется изображению апостолов на облаках.

Для ликов на ватопедской иконе характерна объем­ность, крупные грубоватые черты, большие глаза с сосредоточенны­ми взглядами, схематичная трактовка волос и бород с широкими пря­дями. Лики моделируются охристыми тенями и широкими светлыми поверхностями, с размашистыми штрихами светов и едва заметными мазочками красного цвета, оживляющими щеки.

Трактовка драпировок, как видно на фигурах апостолов Петра и Иоанна Богослова, довольно жесткая. Складки проработа­ны широкими пробелами геометрических форм, ломающими орга­ничное течение ткани. Впрочем, пластическая моделировка складок одежд св. Иоанна Богослова более спокойная.

Тип лика апостола Иоанн Богослова и использованная в нем техника личного письма восходят к произведениям 1-й полови­ны XV века, таким как икона св. Иоанна Богослова, происходящая с о. Патмос (?) и ныне хранящаяся в собрании Московской Духовной академии. Однако более близкие аналогии можно найти среди про­изведений последней четверти XV столетия, например, во фресках трапезной монастыря Ксенофонт (1496—1497 гг.). Выразительный лик Христа с подчеркнутыми скулами воспроизводит во 2-й полови­не XV века тип, распространенный в позднепалеоговских иконах, таких как «Христос Пантократор» из Музея византийской культуры в Салониках. Вместе с тем в некоторых ликах, например, у св. Иоанна Богослова, в этой иконе видны и другие черты и художественные приемы, напоминающие иконы Критской школы 2-й половины XV века, например, изображение св. Иоанна Богослова рядом с Христом на престоле, как на иконе Андреаса Рицоса с о. Патмос.

Подводя итоги, отметим, что мастер, создавший в середине или 2-й половине XV века икону «Успение Богородицы» в лаконичном иконографическом изводе, довольно эклектично соединяет черты иконографии и стиля позднепалеологовской живописи, Критской школы и местной художественной традиции антиклассического направления XV века.

Фрагменты

Библиография