Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Евфимий Великий

Размер: 45 х 33

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Евфимий Великий

Уточняющая датировка: 15 в. Конец

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Две иконы с поясными фронтальными изображениями св. Евфимия и св. Саввы являются частями одного ансамбля и произведениями одного мастера. Св. Евфимий имеет худощавый удлиненный лик, изможденный умерщвлением плоти и духовными подвигами, редкие короткие волосы, морщинистый лоб и длинную остроконечную бороду. Он одет в монашеские облачения, в левой руке держит свиток с надписью, правой благословляет. На свитке читается фрагмент надписи: («Мерзость вещества, возлюбленный, мне...»). Голова святого окружена процарапанным по золотому фону нимбом, по сторонам от него над плечами сделана сопроводительная надпись.

Икона в хорошем состоянии, хотя ее верхнее поле было опилено при перемещении с пер­воначального на новое место.

Св. Евфимий, обычно называемый Великим, является одним из наиболее почитаемых основателей раннего восточного монашества. Его жизнь и деятельность, охватывающая период с последней четверти IV века до 3-й четверти V века, протекала близ Иерусалима. Преподобный Евфимий известен не только как один из отцов палестинского монашества, но и как один из горячих защитников догмата о двух природах Христа, утвержденного на Халкидонском соборе 451 года. Память св. Евфимия отмечается 20 января.

Древнейшее свидетельство об облике преподобного Евфимия содержится в тексте его жития, написанном Кириллом Скифопольским в VI веке. В нем о святом сказано следующее: «Он имел ангельский вид: обращения был простого, нрава кротчайшего, видимый же образ его тела был круг­ловат, светел, бел и доброзрачен; ростом он был немного низок и весь седой, и имел большую боро­ду, достигавшую до чрева, все члены его были целы». Эти основные характерные черты внешно­сти св. Евфимия содержатся и в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, где преподобный описы­вается как «старец плешивый, с длинною бородою до бедр».

Одно из древнейших изображений св. Евфимия — фреска, сохранившаяся в церкви Санта Мария Антиква в Риме (VIII в.). В следующие столетия он особенно часто изображался в иллю­стрированных рукописях, в произведениях монументальной живописи и на иконах, что является зримым выражением того почитания, которым святой был окружен в Церкви. Из многочисленных изображений св. Евфимия, известных в искусстве македонской, комниновской и палеологовской эпохи, в качестве примеров можно привести миниатюры в Евангелии № 43 из монастыря Ставроникита и в Минологии Василия II, фреску в Св. Софии Солунской, мозаики Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на о. Хиос, фрески в церкви Богородицы в Асину и в Энклейстре Св. Неофита близ Пафоса на Кипре, в церкви Свв. Бессребреников в Кастории, на о. Патмос, в Милешево, в Протате, в монастырях Хора и Паммакаристос в Константинополе, в парекклесионе Св. Евфимия в Салониках, в Дечанах, в Лесново, в монас­тыре Пантократор на Афоне и др.

Библиография