Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Савва Освященный

Размер: 39 х 33

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Савва Освященный

Уточняющая датировка: 15 в. Конец

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Поясной образ св. Саввы, облаченного в монашеские одеяния, представляет его во фронтальной позе, благословляющим правой рукой и держащим развернутый свиток в левой. На свитке читается следующая надпись: («Буря иссушает влагу листьев, высокомерие же испепеляет сияние души»). Голова св. Саввы окружена проца­рапанным по золотому фону нимбом, по сторонам плеч имеется сопроводительная надпись.

Икона сохранилась в хорошем состоянии, хотя ее верхнее и нижнее поля опилены при перемещении с первоначального места на новое.

Преподобный Савва Освященный (439—532 гг.), один из величайших представителей пале­стинского монашества V—VI веков, был связан с преподобным Евфимием Великим, поскольку некоторое время подвизался в монастыре Св. Евфимия в Иерусалиме. В честь св. Саввы назы­вается основанная им Лавра. Память св. Саввы Освященного празднуется 5 декабря".

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота святой описывается как «старец с раздвоенною бородою, без волос под нижнею губою до подбородка». Эти характерные черты его облика при­сутствуют и на ватопедской иконе, на которой он изображен как старец с широким худым лицом, с лысиной и редкими короткими волосами, раздвоенной короткой бородой, с преуве­личенно большим, изборожденным морщинами лбом.

Эти же черты внешности св. Саввы встречаются уже в Минологии Василия II и в мозаике Осиос Лукас в Фокиде. Правда, в Осиос Лукас он изображен с крестом, несмотря на то, что не был мучеником за веру. В более поздних изображениях преподобного Саввы, таких как фрески церкви Христа Спасителя в Верии (1315 г.), Св. Николая Орфаноса в Салониках (ок. 1315—1320 гг.), кафоликона монастыря Пантократор (ок. 1360—1370 гг.) и др., эти черты - лысина и седая короткая раздвоенная борода — остаются неизменными.

В иконах св. Евфимия и св. Саввы очевидны общие черты стиля и техники живописи. На обеих фигуры святых широкие и крупные, при этом плечи узкие. У обоих святых лики с розо­вым тоном карнации и зеленовато-оливковыми тенями, изборожденные морщинами лбы, выпуклые скулы, выделенные параллельными штрихами светов. Елубокие складки одежд выявляют объем фигур, хотя во многих местах на них лежат геометризованной формы пробела.

Аналогичные живописные приемы в трактовке ликов, несмотря на разницу в качестве про­изведений, можно видеть в иконах и фресках последней четверти XV века в Верии, таких как росписи церквей Богородицы Палеофоритиссы и Богородицы Еоргоэпикоос, а также на иконе св. Афанасия. Широкие фигуры свв. Евфимия и Саввы, трактовка их одежд, некоторая рез­кость в рисунке черт ликов и напряженность взглядов, отражающая духовные борения, — все эти приметы позволяют причислить две иконы к произведениям антиклассического направле­ния, созданным, вероятно, в местной мастерской, вроде той, что исполнила фрески трапезной монастыря Ксенофонт (1496—1497 гг.) и др. В то же время в трактовке ликов чувствуется влия­ние произведений Критской школы конца XV века. Это можно увидеть, сравнив образ св. Саввы с образом неизвестного преподобного на створке триптиха (ок. 1500 г.) из собрания Р. Андреади.

Таким образом, иконы св. Евфимия и св. Саввы являются произведением неизвестного художника конца XV века, который черпал вдохновение в традициях македонских мастерских, но в то же время был знаком с произведениями Критской школы конца столетия.

Библиография