Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор

Размер: 88 х 56

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 15 в. Конец

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона представляет собой поясное изображение Христа Пантократора, Который благо­словляет правой рукой, а в левой держит закрытое Евангелие. Он одет в бордовый хитон и серо-черный гиматий. Фон иконы золотисто-желтый, крещатый нимб, изображенный будто в перспективе, — оранжевый. На фоне иконы имеются надписи.

Состояние иконы относительно хорошее, хотя в правой части доски имеется трещина, а в левой — утрата красочного слоя вместе с грунтом; утраты есть и во многих местах на полях.

Благодаря утратам об­наружилось наличие древ­нейшего слоя первоначаль­ной живописи: красная опушь на полях, оливково­зеленый фон и часть золо­того нимба. Насколько ве­лика площадь сохранив­шейся части живописи пер­вого слоя, не выяснено.

Неизвестный художник следует традиционному и широко распространенному иконографическому изводу изображения Христа Пантократора. Художественные особенности иконы, тип лика Христа и приемы лич­ного письма характерны для произведений последней четверти XV века македон­ских мастерских: резкие оливково-зеленые тени, яркие штрихи светов, соз­дающие впечатление мгно­венных вспышек. Подоб­ные приемы встречаются в иконе Христа Пантократора из церкви Свв. Феодоров в Верии. Эти две иконы свя­зывает и одинаковая трактовка складок одежд, моделированных полосами тех же высветлен­ных цветов, которые на гиматии выглядят как отблески.

Таким образом, свободная трактовка светотени в личном письме, не соответствующая безупречной живописной моделировке в произведениях Критской школы, а также эффект перспективного сокращения нимба позволяют атрибутировать икону македонской мастер­ской и датировать ее концом XV века.

 

Библиография