Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Деисус

Размер: 40 х 31,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Крит

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

В центре иконы Деисуса Христос на престоле изображен в большем масштабе, чем две другие фигуры, Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Спаситель облачен в бордовый хитон и голубой гиматий, образующий пышные складки на левом бедре. Правой рукой Он благослов­ляет, в левой держит закрытое Евангелие, переплет которого украшен драгоценными камнями и жемчугом. Широкий деревянный престол охристого цвета, расчерченный золотым ассистом, имеет высокую спинку, завершенную дугой с двойным изгибом, что часто можно видеть на иконах Критской школы XV века.

По сторонам от Христа изображены молящиеся Богородица и св. Иоанн Предтеча, стоящие в трехчетвертном повороте; их фигуры наполовину скрыты за престолом. Богородица облачена в бордовый мафорий, св. Иоанн Предтеча — в охристый хитон и зеленый гиматий. На золотом фоне с трудом различается красный контур нимба Христа, из сопроводительных надписей возле фигур сохранилась только одна.

Икона с ковчегом; состояние ее сохранности плохое: треть живописной поверхности слева и внизу утрачена.

Тема Деисуса, изображающая заступническое моление Богородицы и св. Иоанна Предтечи о спасении человеческого рода, появляется в византийском искусстве либо как центральная часть композиции Страшного Суда, либо как ядро многофигурной композиции Деисуса на эпистилии темплона, либо в виде отдельного, независимого сюжета , как в случае публикуемой иконы.

По целому ряду иконографических особенностей ватопедская икона связана с группой ана­логичных памятников, относящихся к произведениям мастеров Критской школы XV века: это и поза Христа, и пышные складки Его гиматия на левом бедре, и легкие фигуры Богородицы и св. Иоанна Предтечи, и их жесты, и тип престола, и его украшения. Среди аналогий можно назвать икону Деисуса из собрания подворья монастыря Св. Екатерины в Гераклионе (нач. XV в.); икону Деисуса из монастыря Вианну на Крите, приписываемую критскому художнику Ангелу; икону Деисуса в монастыре Св. Екатерины на Синае, подписанную Ангелом; икону из Музея Канеллопулоса; икону Деисуса из Лондона (2-я четв. XV в.); икону Деисуса из Государственного Эрмитажа; икону Деисуса из Музея Андивуниотиссы на Керкире (2-я пол. XV в.), подписанную художником Николаосом Цафурисом; икону Деисуса работы Николаоса Рицоса из Сараево и др.

Художник стремился композиционно выделить и возвеличить образ Христа, поэтому Спаситель изображен на переднем плане, восседающим на огромном престоле. Его фигура отличается крупными пропорциями и величественной осанкой, что особенно заметно по конт­расту с легкими фигурами Богородицы и св. Иоанна Предтечи, помещенными на второй план. Аналогичная композиционная схема, имеющая целью акцентировать эсхатологический харак­тер сцены и роль Христа как Спасителя3, особенно часто встречается в произведениях 1-й поло­вины XV века, таких как Деисус из собрания подворья Синайского монастыря в Гераклионе и особенно Деисус из монастыря Вианну на Крите — подписное произведение Ангела, критско­го художника 1-й половины XV века.

Стилистическая справка

Физиогномические типы, особенности стиля и техники живописи, несмотря на утраты в ликах Христа, Богородицы и св. Иоанна Предтечи, позволяют связывать ватопедскую икону неизвестного автора с произведениями Ангела: крупная и величественная фигура Христа, Его широкий, с крупными чертами лик, пышные волосы — все это находит параллели в образах Христа на иконах Ангела, таких как «Деисус» из монастыря Вианну на Крите и «Христос Пантократор» с о. Закинфосд Ватопедская икона отличается отсутствием золотого ассиста на гиматии, складки которого плавно моделированы в традициях позднепалеологовской живописи. Также образы Богородицы и св. Иоанна Предтечи тесно связаны с аналогичными образами на синайской иконе Деисуса — подписном произведении Ангела.

Таким образом, особенности иконографии и стиля иконы Деисуса позволяют считать ее ранним произведением Критской школы XV века, принадлежащим кругу произведений мастерской Ангела, критского художника 1-й половины XV столетия.

Фрагменты

Библиография