Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иосиф Песнописец

Размер: 49 х 41

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Иосиф Песнописец

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Крит

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Тронное

Иконографическая справка

Из ранних произведений Критской школы в Ватопеде сохранилось четыре иконы, пред­ставляющих исключительный интерес: «Деисус», «Св. Иосиф Песнописец», «Собор Архан­гелов» и «Св. Иоанн Богослов». Эти произведения, относящиеся к разным периодам XV века, не были созданы в местных македонских мастерских: их привезли на Афон из греческих обла­стей, находившихся под властью венецианцев.

Св. Иосиф Песнописец представлен на ватопедской иконе восседающим на богато укра­шенном деревянном кресле, в трехчетвертном повороте вправо, разворачивающим свиток. На нем читается следующий текст из канона Св. Иосифа, который поется в субботу Акафиста: («Очистилище миру, радуйся, Пречистая Владычице: радуйся, лествице, от земли всех возвы­сившая благодатию: радуйся, мосте...»). Св. Иосиф одет в монашеские облачения — оливково­зеленую рясу и темно-голубую мантию.

Перед св. Иосифом на аналое лежит открытая книга со следующим текстом: («Отверзу уста моя, и наполнятся духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя Введение»). На столике изображены различные инструменты для письма, такие как циркуль, ножницы, перо, ножик, раковина, пенал и маленький свиток с надписью: («Цвет неувядаемый, радуйся, едина прозябшая»). По бокам тумбочки на полочках стоят чернильницы, лежат развернутые свитки с фрагментами текста канона: («От Тебе роса укану...»). На золотом фоне иконы имеется надпись: («Святой Иосиф Песнописец»). Св. Иосиф восседает на роскошном кресле с изогнутой спинкой и подлокотни­ками, спинка кресла украшена колонками и набалдашниками.

С точки зрения иконографии такое изображение св. Иосифа за письменным столиком про­исходит от миниатюр с изображениями евангелистов в рукописях XII—XIII веков. Однако непосредственным образцом для художника ватопедской иконы, скорее всего, послужило изображение св. Иосифа Песнописца, аналогичное фреске южного парекклесиона монастыря Хора в Константинополе (1318—1321 гг.), на которой святой представлен точно так же, как на данной иконе: в монашеском облачении, сидящим перед тумбочкой с аналоем и держащим развернутый свиток.

С точки зрения стиля, прежде всего, впечатляет реалистический подход в изображении инструментов для письма, а также мебели с обильным золотым ассистом, что характерно для живописи Критской школы. С другой стороны, расположение кресла и столи­ка под углом создает ощущение уходящего вглубь пространства.

Блике св. Иосифа оливково-зеленый санкирь постепенно высветляется слоями розового основного тона, а штрихи светов, в которых еще нет каллиграфической сухости, выде­ляют освещенные или выступающие части шеи и лика. В результате с помощью этой техники личного письма художник создает впечатление упругого объема и в то же время добивается большой выразительности в передаче напряженности во взгляде, соответствующей состоянию сосредоточенности поэта.

Подобная трактовка ликов, воспроизводящая приемы позднепалеологовской живописи, встречается и в других произведениях XV века, таких как фрески церкви Св. Константина в Авду на Крите (1445 г.), созданные Мануилом и Иоанном Фокадами; икона Христа на престо­ле со св. Иоанном Богословом с о. Патмос художника Андреаса Рицоса (2-я пол. XV в.) и осо­бенно образ апостола Павла на створке Царских врат из собрания Д. Икономопулоса (1-я пол. XV в.). К последней иконе образ св. Иосифа близок не только по стилю, но и по типу лика и приемам его разделки.

Таким образом, икона св. Иосифа Песнописца принадлежит к числу выдающихся ранних произведений Критской школы 1-й половины или середины XV века, близким константино­польским образцам, что относится и к иконографии образа св. Иосифа.

Фрагменты

Библиография