Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Пантократор

Размер: 61 х 47

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 15 в. Вторая половина

Век: 15

Страна: Крит

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Мастер икон изображает Христа Пантократора в традиционном и широко распространен­ном иконографическом изводе: это поясное фронтальное изображение, с легким поворотом фигуры и головы влево, при этом взгляд направлен на молящегося. В левой руке Христос держит перед грудью закрытое Евангелие, правой благословляет. На Нем коричневый хитон с клавами и сине-зеленый гиматий. Нимб очерчен пунктирным контуром по золотому фону. На перекладинах креста, обведенных красными линиями, сделана надпись, на золотом фоне иконы - сопроводительная надпись.

Икона в очень хорошем состоянии сохранности, если не считать нескольких повреждений красочного слоя и грунта на полях. Правда, на ней имелись некоторые поздние записи (пере­плет Евангелия, растительный орнамент на нимбе и полях), которые были удалены во время реставрации.

Характерные типологические особенности этой иконы — широкая, крупная фигура Христа с узким худощавым ликом и тонким рисунком черт, раздвоенная борода и пышные волосы.

Стилистическая справка

Отличительная особенность физиогномического типа в этой иконе — нахмуренные брови и строгое выражение лика. Для техники личного письма характерны мягкие переходы от оливковых теней к розовому тону вохрения, который получается более теплым благодаря разлитому по всему лику красному цвету, положенному на лбу, на щеках и на шее. Еще одна особенность — «живописная» мягкость белильных штрихов, равномерно освещающих весь лик. Эти особые приемы личного письма, придающие иконе Христа Пантократора некоторое сход­ство с фреской, позволяют отнести ее ко 2-й половине XV века и приписать мастерской, хра­нящей память о традициях позднепалеологовской живописи и соединяющей их с приемами Критской школы, которые трактуются в более живописной и сочной манере, без характерной для нее каллиграфической сухости.

Происхождение

Происходит из иконостаса парекклесиона кельи Св. Прокопия монастыря Ватопед, где была иконой местного ряда.

Фрагменты

Библиография