Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Елеуса

Размер: 61 х 46

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 15 в. Вторая половина

Век: 15

Страна: Крит

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Поясное изображение представляет Богородицу держащей младенца Христа на левой руке, тогда как правая поднята перед грудью в жесте моления. Ее фигура дана в легком повороте, а голова склонена к младенцу Христу, при этом взгляд обращен к молящемуся. Богородица облачена в сине-зеленый хитон с золотой оторочкой и красный мафорий с золотой каймой, окружающей лик. С внутренней стороны золотой каймы мафория и вдоль всего его края вышиты белые лилии. Христос сидит прямо и нежно смотрит на Богородицу. Он держит свернутый свиток в левой руке, правой благословляет. Его одежда написана теплым оранже­вым тоном и искусно расцвечена золотым ассистом. Нимбы Богородицы и Младенца очерче­ны пунктирным контуром по золотому фону, на котором сделаны сопроводительные надписи. Вдоль нижнего поля идет более поздняя надпись: («Еще молимся, Владычице, о благочестивых христианах и о рабе Божием монахе Феофиле и иже с ним...»).

По иконографии ватопедская икона Богородицы Елеусы представляет собой один из вари­антов основного типа Одигитрии, в котором фронтальность нарушается легким разворотом фигуры Богородицы и нежным наклоном Ее головы к Младенцу. Христос также изображен не фронтально, а в повороте к Богородице, на Которую направлен Его взгляд. Таким образом, под­черкиваются нежные взаимоотношения Матери и Сына, что отличает эту икону от торжест­венной и строгой иконографии Одигитрии, в которой и Богородица, и Младенец изображают­ся фронтально.

Этот вариант иконографии поясных образов Богородицы, держащей Младенца на левой руке, встречается уже в средневизантийской живописи и закрепляется в палеологовский период. Он получает особое распространение в произведениях Критской школы XV века, таких как икона Богородицы Елеусы из частного собрания на о. Керкира; подписная икона Андреаса Рицоса из церкви Немецкого кладбища в Риме; икона из городского музея в Триесте; икона из частного собрания в Афинах, подписанная художником Николаем Ламбудисом; икона из собрания Э. Велимезиса, а также две иконы из Византийского музея в Афинах и др.

Именование «Елеуса» на ватопедской иконе, согласно результатам исследований, не при­вязано к какому-либо определенному иконографическому типу. Оно подчеркивает роль Богородицы как заступницы перед Христом, милостиво отвечающей на молитвы верующих. Именование «Елеуса» сопровождает изображения Богородицы разных иконографических типов и во фресках, и на иконах с XIII века: древнейшим.примером является икона из Пафоса на Кипре (XIII в.). Оно также встречается на изображениях Богородицы Еликофилусы в Македонии, на Афоне и в средневековой Сербии в XIV и XV веках, а также на иконах Богородицы Еликофилусы Критской школы с XV века. При этом именование «Елеуса» при­сутствует и на других иконах Критской школы, относящихся к тому же типу, что и ватопедская, например, на иконе из частного собрания на о. Керкира (XV в.), на иконе художника Николая Ламбудиса из частного собрания в Афинах (XV в.), на иконе монастыря Еониас в районе Ханья на Крите (XV в.) и др.

Стилистическая справка

Особенности стиля живописи ватопедской иконы (типы ликов Богородицы и Младенца с тонким рисунком черт, лиричность поз и движений, нежное и несколько печаль­ное выражение) характерны для целого ряда икон Критской школы 2-й половины XV века, таких как «Богородица Елеуса» из частного собрания на о. Керкира, две иконы Богородицы Одигитрии из Византийского музея в Афинах, икона Богородицы Одигитрии из частного собрания в Салониках, икона Богородицы Елеусы в монастыре Гониас в Ханья и др. От пере­численных выше произведений ватопедская икона отличается более мягкой и живописной трактовкой светотени, деликатно моделирующей объемы ликов без характерной для Критской школы каллиграфической сухости. В этом смысле икона напоминает произведения позднепалеологовской живописи 1-й половины XV века, например, икону Рождества Христова из собрания Д. Ловерду в Византийском музее в Афинах (1-я пол. XV в.), в которой соединяются черты позднепалеологовской традиции и Критской школы.

Драпировки с прямыми глубокими складками ложатся широкими плоскостями с постепен­ными геометризованными высветлениями. Ткань, перекинутая с правого плеча на левую руку Богородицы, сделана подчеркнуто трехмерной. Аналогичные приемы в письме одежд можно видеть на иконах Богородицы Критской школы 2-й половины XV века, таких как три иконы Богородицы Одигитрии из частных собраний в Афинах, Салониках, Риме и др. Белые лилии, украшающие внутренний край каймы мафория Богородицы, тоже встречаются в произведе­ниях Критской школы XV века, например, на иконе Богородицы Гликофилусы (2-я пол. XV — нач. XVI в.) из Государственного Эрмитажа.

Особенности стиля и техники письма ватопедской иконы — скошенный взгляд Богородицы, направленный к молящемуся, сочная моделировка ликов и рук, напоминающая позднепалеологовские произведения, особая выразительность лика Богородицы, исполненно­го скорби. Все это также связывает икону с произведениями Критской школы 2-й половины XV века30, от которых она в то же время отличается более сочной и живописной манерой лич­ного письма.

Таким образом, иконы Христа Пантократора и Богородицы Елеусы из монастыря Ватопед демонстрируют одни и те же стилистические особенности и, несомненно, являются произве­дениями одного художника 2-й половины XV века. Этот мастер в выборе типов ликов и худо­жественных приемов следует традиции Критской школы, вместе с тем сохраняя связь с позднепалеологовским искусством.

Происхождение

Происходит из иконостаса парекклесиона кельи Св. Прокопия монастыря Ватопед, где была иконой местного ряда.

Фрагменты

Библиография