Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Собор Архангелов

Размер: 82 х 76

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, архангел Михаил, архангел Гавриил

Уточняющая датировка: 15 в. Вторая половина

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Ангелы

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На иконе «Собор Архангелов» изображены два архангела, «служители Господни», слева — Михаил, справа — Гавриил. Они представлены строго симметрично и фронтально, в рост, держащими по центру медальон с поясным образом Христа в иконографии Пантократора, с закрытым Евангелием в левой руке перед грудью. Их сопровождают надписи.

По мнению А. Грабара, иконография сюжета «Собор Архангелов» сложилась в IX веке, сразу после иконоборческого кризиса, примерно в ту же эпоху, когда была написана гомилия св. Феодора Студита на Собор Небесных сил. Действительно, иконография этого сюжета, в котором архангелы держат изображение Христа на круглом щите, представляет собой зримое воплощение Торжества Православия и иконопочитания и напоминает изображения исповед­ников Правой веры в миниатюрах IX—XI веков с такими же круглыми щитами с образом Христа Пантократора.

В древнейших изображениях Собора Архангелов, относящихся к XI веку, образ Христа отсутствует36. Позднее, в XIII веке, встречаются композиции и с образом Христа Пантократора в медальоне, и с образом Христа Эммануила, причем последний встречается чаще. Реже место Христа Пантократора или Эммануила в медальоне занимает поясной образ Богородицы с Младенцем.

В иконописи тема Собора Архангелов появляется в XIII веке. Из наиболее известных при­меров приведем русскую икону из Ростова (1272—1276 гг.), двустороннюю икону из монастыря Св. Павла с изображением Собора Архангелов на обороте (кон. XIII — нач. XIV в.), икону из Бачковского монастыря, хранящуюся ныне в Национальной художественной галерее в Софии (сер. XIV в.); икону из музея в Верии (XIV—XV вв.), икону из собрания И.С. Остроухова в Третьяковской галерее (XV в.) и др.

Физиогномические типы архангелов с их идеальной красотой, нежностью моде­лировки, виртуозной техникой рисунка густой сети тончайших белильных линий светов, характерные приемы стилизации в трактовке волос — все эти особенности стиля отсылают к произведениям Критской школы 2-й половины XV века, таким как иконы, приписываемые художнику Андреасу Рицосу или его кругу: «Св. Георгий» на створке врат с о. Тинос, «Архангел Михаил» из церкви в Спилии митрополии Киссамос и Селинос (Крит), «Архангел Михаил» из монастыря Св. Екатерины на Синае. В иконе из Ватопеда нет каллиграфической сухости образов архангела Михаила с критской и синайской икон, но повторяется та же форма тени вдоль носа, спускающейся до подбородка и ограниченной снаружи белой линией, которая характерна для произведений Ангела и Андреаса Рицоса.

Все эти данные, как и высокое качество живописи, позволяют отнести икону к середине или 2-й половине XV века и связать ее с ранними произведениями Андреаса Рицоса.

Фрагменты

Библиография