Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Богослов

Размер: 44,5 х 36

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Апостол Иоанн Богослов

Уточняющая датировка: 15 в. Вторая половина

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Поясное изображение св. Иоанна Богослова дано в легком повороте влево. Во взгляде святого подчеркнуто сосредоточенное выражение. Правой рукой он держит перо, левой прижимает к себе чернильницу с коробочкой для перьев и приоткрытое Евангелие в дра­гоценном переплете. На его страницах видны большие буквы начальных слов Евангелия от Иоанна: («В начале было Слово, и Слово было у Бога»; Ин. 1:1). На уровне головы св. Иоанна Богослова, за его спиной, в мелком масштабе в облике юной девы изображена персонификация Божественной Премудрости, диктующая ему евангельский текст. Она облачена в зеленый хитон, за ней, слов­но от ветра, развевается красная ткань, образующая красивые складки. На золотом фоне иконы едва читается надпись. Состояние сохранности иконы не очень хорошее: нижняя часть фигуры св. Иоанна, а также значительные части золо­того фона утрачены.

Иконография этой иконы с изображением Божественной Премудрости, диктующей текст Евангелия св. Иоанну Богослову, восходит к образам четырех евангелистов во фресках ранне- палеологовских храмов, расписанных салоникскими мастерами. В особенности широкое рас­пространение эта тема получила в искусстве 2-й половины XIV и начала XV века как в мону­ментальной живописи, так и в иллюстрированных рукописях.

В иконописи соединение образа евангелиста Иоанна с персонификацией Божественной Премудрости получило определенное распространение среди произведений Критской школы XV века. В качестве примера можно привести икону из монастыря Св. Троицы в Ханья (ок. 1500 г.).

Однако чаще встречается изображение св. Иоанна Богослова без персонификации Божественной Премудрости, с теми же особенностями типологии его облика: старец с мощ­ным телом, представленный в легком повороте, со склоненной головой, держащий в руках полуоткрытое Евангелие, чернильницу и перо. Древнейший известный пример этого иконо- графического типа — икона конца XIV или начала XV века, хранившаяся на о. Закинфос44 и погибшая во время землетрясения 1953 года. В иконописи Критской школы XV—XVI веков этот тип получил широкое распространение43. На других иконах св. Иоанн Богослов изображается так же, как на ватопедской, но без пера.

Такой мотив, как продолжение евангельского текста по краю полуоткрытого Евангелия, был почерпнут мастером ватопедской иконы из целого ряда произведений XV века, из которых можно назвать икону св. Иоанна Богослова в ризнице монастыря на о. Патмос, икону из монастыря Св. Троицы в Ханья и икону из собрания Д. Икономопулоса.

Тип лика св. Иоанна воспроизводит основные черты традиционной иконографии: он изоб­ражен как мудрый старец, с крупной объемной фигурой, короткой мощной шеей, широким лбом с залысиной. Эти основные черты внешности, восходящие к живописи палео- логовского периода, связывают ватопедскую икону с произведениями Критской школы 2-й половины XV века, в особенности с работами Андреаса Рицоса и его мастерской, такими как образы св. Иоанна Богослова на тройной иконе из Бари в Италии, на створке Царских врат с о. Патмос, на иконе «Богородица на престоле, с евангельскими сценами и святыми» из Музея Бенаки и миниатюрное изображение св. Иоанна Богослова на иконе Христа Пантократора с о. Патмос, подписанной Андреасом Рицосом.

Фрагменты

Библиография