Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Толгская

Реставрация: Реставрирована Т.Л.Шабановой в Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1996 году.

Размер: 62 х 48,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 18 в. 1740-е гг.

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона Толгской Богоматери — покровительница Ярославской земли, особо почитаемая ее святыня. Сказание о ее явлении и чудесах сохранилось в рукописях со второй половины XVII века. Первая распространенная редакция Сказания возникла в Толгском монастыре в начале 1650-х годов. Согласно ей, в 1314 году епископ Ростовский Трифон во время путешествия по своей епархии остановился на ночлег недалеко от Ярославля, на волжском берегу, напротив устья реки Толги. Ночью он увидел чудесно появившийся мост и, перейдя на другой берег, обнаружил стоящую на воздухе икону Богоматери. Утром слуги епископа нашли икону на указанном месте, а при ней посох Трифона, забытый им ночью. На месте чудесного обретения иконы Трифон основал церковь, а затем и монастырь, получивший название Толгского Введенского. Вскоре от иконы истекло святое миро (это чудо зафиксировано в рукописи XV века). Известно также, что она уцелела во время пожара в обители, исцелила Иоанна Грозного от болезни ног и остановила мор в Ярославле в1612 и 1654 годах. Чудотворный образ пользовался почитанием преимущественно в Ярославле и его окрестностях. Явленная икона 1314 года сохранилась до наших дней и ныне опять находится в возрожденном Толгском монастыре (празднование 8/21 августа).

Толгская икона относится к типу «Умиление». Особенностью ее иконографии является положение Младенца, словно шагающего по коленам Богоматери. Размеры публикуемой иконы совпадают с размерами чудотворного оригинала, что свидетельствует о ее принадлежности к спискам «в меру и подобие» древней святыни. Если Иоанн Андреев точно воспроизвел колорит оригинала, то его икона дает возможность представить, как выглядел чудотворный образ в середине XVIII века.

Стилистическая справка

Икона относится к числу поздних списков с иконы Богоматери Толгской, выполненных Иваном Андреевым. В ней заметно произошедшее к 1740-м годам изменение стиля мастера, приобретшего черты шаблонности и ремесленного упрощения.

Происхождение

Нет данных

Фрагменты

Библиография