Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Умиление (в киоте)

Реставрация: Киот реставрирован в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских в начале 1960-х годов. На киоте и иконе серебряный басменный оклад, в результате переделок состоящий из разновременных фрагментов конца XVI в. — второй половины XVII в.

Размер: 43,3 х 32,3 см (икона), 71,7 х 47,0 см (киот), 6,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера; серебро, басма, чеканка, эмаль по скани, золочение; кость, резьба

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский, мученик Феодор Пергийский (Памфилийский), преподобный Венедикт Нурсийский, преподобный Михаил Малеин, преподобная Ксения Римлянка, мученик Прокл, мученик Марон

Уточняющая датировка: 17 в. Первая треть (икона-вставка — 16 в., вт

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Вклад царя Михаила Федоровича. На полях киота представлены избранные святые, среди которых покровители Ипатьевского монастыря и членов семьи Романовых-Шестовых: апостол Филипп и свмч. Ипатий Гангрский (вверху), свт. Федор Пергийский, прп. Венедикт Нурсийский (слева), прп. Михаил Малеин, прп. Ксения Римлянка (справа), мч. Прокл и мч. Марон (внизу). Иконография центрального образа соединяет черты двух изводов — зеркального варианта Богоматери Владимирской (поза Младенца) и Богоматери Ярославской (положение рук Богородицы) . По-видимому, восходит к какому-то греческому образцу. В киот вмонтирована резная икона второй половины XVI века «Достойно есть» (новгородского извода).

Стилистическая справка

Личное на иконе прописано.

Происхождение

Ипатьевский монастырь в Костроме

Библиография