Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Умиление

Реставрация: Реставрирована Е.И.Серегиной в объединении "Союзреставрация" в 1987-1991 годах.

Размер: 73,5 х 63,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы

Уточняющая датировка: 18 в. Первая треть

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Иконографический тип иконы восходит к католическому чудотворному образу Богоматери, находящемуся в церкви Неусыпной помощи Богородицы в городе Пассау (Бавария). Образ прославился в конце XVII века, гравюрв с его изображением имели широкое распространение в католических странах Европы, в частности, в Польше и Великом княжестве Литовском. Немецкие гравюры первой половины XVIII века с изображением этого образа работы мастерской Мартина Энгельбрехта имели хождение в России. Скорее всего, немецкий извод был наделен в России собственным названием и сказанием, которые пока не выявлены. Изображение Богоматери с Младенцем дано в зеркальном переводе, что свидетельствует о заимствовании ее композиционной схемы с перегравировки оригинальной гравюры. Изображение помещено в овал с текстом Богородичного песнопения "Что тя наречем". Вверху в облаках изображены две пары ангелов с орудиями Страстей, внизу - огненные херувимы.

Стилистическая справка

Икона написана костромским мастером, связанным с Москвой, который жил и работал в Ярославле в первой трети XVIII века.

Происхождение

Успенский собор в Ярославле

Библиография