Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Аарон, Гедеон, Иезекеиль (из пророческого чина)

Реставрация: Реставрирована А.Н. Овчинниковым в 1971 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря.

Размер: 62 х 139 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Пророк Аарон, пророк Гедеон, пророк Иезекеиль

Уточняющая датировка: 16 в. Около 1502 г.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Пророк Аарон (ок. 1638-1515 гг. до н.э.), представленный на иконе слева, - первый ветхозаветный первосвященник, старший брат пророка Моисея. Избрание Аарона в сан первосвященника было подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен Израиля на Святая святых, расцвел только его жезл (Числ. XVII). В руке у него свиток с текстом: "ЦВЕТУЩЕ ТЯ // Р[ ] ЖЕМ[ ]ТО // Ж[ ] А О [Т] РОКОВИЦЕ ПРО// ЗВАХЪ ЖЕЗАЪ // ТЯ ПРО [ ] АВАЯ // Я ТВОЮ БА [ ] ГО // АТЬБ [ ] ЮМ / [ ]ГМЯ [ ]" (текст в основе - Чис. XVII, 8). В центре иконы представлен пророк Гедеон - пятый из израильских судей (ок. XIV века до Р.Х.), избавивший Палестину от нашествия мадианитян и других кочевников (Суд. VI-VIII). На его свитке текст: "[ ] ТОТЯ[ ]РЯ // [ ]ЯМ ПРЕЖ[ } / / {} Я [ ] // А [ ] АЖИ // МИРУБО [ ] АО // РОУНА МАЩЕ/ /БУ-ДЕ [ ] ИССЯ[ ] Я // РУ [ ] СЕМЬ" (текст в основе - Суд. VI, 37). Справа на иконе изображен пророк Иезекииль - третий из четырех великих пророков израильских, живший во времена вавилонского пленения, после разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). Библейская книга пророка Иезекииля содержит описание его призвания (так называемое "Видение Иезекииля" - Иез. I-III, 15), пророчество о разрушении Иерусалима (Иез. IV-XXV) и о других проявлениях гнева Божия, прообразующих конец мира и наступление Страшного Суда. В заключительной части книги описано грядущее восстановление Израиля и строительство Нового Иерусалима и иерусалимского храма (Иез. XXXIII- XLVIII). На свитке пророка текст: "АЗЪ ДВ [ ] РЬ ТЯ // ГЖИ ЗЛТВО // РШНУ ПРО // 3 [ ] ЖЕ [ ] ЖИМ СЛО // ВУ ХОТЯЩУ // РОМТМСЯ // ОТРА[ ]ВМ [ ]" (текст в основе - Иез. XLIV, 2). Иконография пророков в древнерусском искусстве была довольно неустойчивой, и прямых аналогий ферапонтовским образам нет. Отедельные сходные черты можно найти в иконах троицкого и кирилловского иконостасов (Аслскова 1988. С. 319-320, 337, 339-341; Балдин, Манушина 1996. Ил. 62,80).

Стилистическая справка

Икона "Пророки Аарон, Гедеон, Иезекииль" вместе с двумя предыдущими образами составляют единую группу памятников, созданную, вероятно, в мастерской Дионисия. Басменный оклад середины XVI века был демонтирован при реставрации.

Происхождение

Ферапонтов монастырь. Иконостас собора Рождества Богородицы

Библиография