Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь (на престоле, с предстоящими архангелами)

Размер: Диаметр 27,7 см

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь, архангел Михаил, архангел Гавриил

Уточняющая датировка: 16 в. Начало

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Данный памятник представляет собой фрагмент большой храмовой иконы "Страшный Суд", распиленной в XIX в. на отдельные части. Характер дублирования фрагментов на новые доски напоминает многие другие "иконы-спилки" собрания В.А.Прохорова, которые приобретались им у новгородских старообрядцев. Традиционным местом размещения фресковых изображений "Страшного Суда" была западная стена храма. Там же или на западных гранях церковных столпов висели одноименные иконы. Они представляли собой всеобъемлющую картину Второго Пришествия Христа на землю, Его последнего Божественного суда над человечеством, воздаяния грешникам и торжества праведников. Важнейшей частью иконы была композиция "Рай", состоящая из нескольких сцен: "Шествие праведных в Рай", "Лоно Авраамово", "Горний Иерусалим" и символическое изображение Рая в виде сидящей на престоле Богоматери в окружении поклоняющихся Ей архангелов. Иконография последней сцены сложилась в византийском искусстве XI - XII вв. и особенно широкое распространение получила в русских иконах "Страшного Суда" XV-XVII вв. Богородица восседает на широком престоле-троне с высокой изгибающейся спинкой на фоне райского сада. Не являясь иллюстрацией определенного литературного текста, икона символически отражает средневековые представления о Богородице как образе Рая небесного. Белый цвет - символ чистоты и святости - был устойчивым атрибутом Рая - места вечного блаженства праведников, как и диковинные деревья и побеги, напоминающие о Древе жизни, растущем посреди райского сада. Метафорический язык литургической поэзии постоянно уподоблял Богородицу "одушевленному Раю", "Чертогу бессмертия", "одушевленному Престолу Царя Небесного", "Палате небесной, вместившей невместимое небо", Ее называли "Тайных цветов прекрасным сущим Раем". По словам Иоанна Дамаскина, Богоматерь, покорная воле Божией, "ввела человечество в мир бессмертия". Смирение Пречистой Девы Марии, взрастившей в Себе Древо Жизни - Христа, противопоставлялось непослушанию Евы, по вине которой было утрачено райское древо жизни и потеряна вечная обитель. Богородица, принесшая миру Спасителя, упразднила грех первых людей и дала человечеству новую жизнь.

Происхождение

Нет данных

Библиография