Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Василий Великий (из деисусного чина)

Реставрация: Раскрыты В.Е. Брягиным в 1958 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Следы ожогов на оборотах икон. Потертости красочного слоя и небольшое потемнение реставрационной олифы.

Размер: 121 х 52,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Святитель Василий Великий

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1485 г.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Иконы Деисуса деревянной Ризоположенской церкви 1485 года торгового села Бородавы, вотчины Ферапонтова монастыря, датируются по году создания храма. Заказчиком икон считается ростовский архиепископ Иоасаф (Оболенский) (1481—1489). Сохранилось три иконы первоначального Деисуса, другие погибли, видимо, в пожаре середины XVI века. Вскоре после него для бородавского храма был написан новый деисусный чин, иконы которого в настоящее время находятся в Кирилловском музее. В составе чина 1485 года находится образ святителя Василия Великого, которому обычно соответствовала икона святителя Иоанна Златоуста. Иконография святителя Василия, облаченного в светлые одежды с кресчатой фелонью, ориентирована на образцы московской и среднерусской иконописи конца XIV — XV веков. Живописное решение иконы характерно для ростовских мастеров: стройная фигура удлиненных пропорций плавным, чуть волнообразным, силуэтом выделена на светлом, жидко положенном охряном фоне, голова святого — с выраженным наклоном. Легкость фелони подчеркнута просвечивающимися на подкладке крестами и гамматами. На светлых одеждах выделяются епитрахиль, палица и небольшое Евангелие, украшенные крупными разноцветными каменьями и жемчугом. Мотив декора епитрахили с полосой ромбовидного орнамента посредине встречается на ростовских иконах XV века.

Стилистическая справка

Личное письмо характерно для ростовской традиции: розоватое охрение, положенное мазками по светло-оливковому санкирю, белильные параллельные движки и плотные, ярко-коричневые описи. Образы святых Деисуса Ризоположенской церкви отличаются особой простотой и проникновенностью. Индивидуальность образов, легкость, соразмерность пропорций фигур, мерность ритмов, насыщенные сочетания цветов при мягкости общего колорита придают бородавским иконам неповторимое своеобразие.

Происхождение

Деревянная Ризоположенская церковь села Бородава близ Ферапонтово

Фрагменты

Библиография