Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Владимир, Борис и Глеб (с житием)

Реставрация: Нет данных

Размер: 135 х 120 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Равноапостольный князь Владимир, страстотерпцы Борис и Глеб

Уточняющая датировка: 16 в.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовой с клеймами

Иконографическая справка

Свв. князья-страстотерпцы Борис и Глеб были убиты в 1015 году своим братом Святополком и канонизированы вскоре после своей смерти, став первыми святыми русского происхождения. Общерусское почитание они получили со второй половины XI века; к этому же времени относится составление древнейших редакций их жития. Свв. Борис и Глеб почитались на Руси повсеместно как святые князья-воины, заступники за русскую землю, и вместе с тем - как мученики-страстотерпцы, являвшие пример совершенных христианских добродетелей. Что касается их отца, святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси, то он был причислен к лику святых в более позднее время - после 1240 года. В русском искусстве Х1У-ХУ вв. получают широкое распространение парные полнофигурные изображения святых князей Бориса и Глеба, прототипом которых была, по-видимому, икона в храме-усыпальнице в Вышгороде (около 1072 г.?). При этом их иконография совмещала черты мученика, воина и князя. Древнейшая композиция с совместным изображением святых Владимира, Бориса и Глеба также относится к XIV веку - это фрагментарно сохранившаяся фреска новгородской церкви св. Федора Стратилата. В среднике иконы из ГТГ трое святых изображены в богато украшенных княжеских одеждах. В правой руке они держат крест, а в левой - меч (кресты у святых Бориса и Глеба - символы мученичества, в то время как крест князя Владимира указывает на его равноапостольное служение - крещение Руси). На полях, в клеймах, представлено житие Бориса и Глеба, в основе которого - древние тексты "Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" и "Сказания о Борисе и Глебе". Состав клейм: 1) Владимир посылает Бориса воевать с печенегами; 2) Погребение князя Владимира; 3) Святополк Окаянный (брат Бориса и Глеба) созывает киевлян после кончины отца, дарует им множество золота и посылает убить Бориса; 4) Борис, вместе со своим слугой Георгием Угрином, молится в шатре, предчувствуя свою смерть; 5) Убиение Бориса и Георгия Угрина; 6) Посланцы Святополка добивают Бориса; 7) Святополк призывает к себе князя Глеба, отправив ему послание о болезни отца; 8) Споткнувшийся конь предвещает близкую гибель Глеба; 9)Убиение Глеба в лодке, во время переправы через реку Смядынь; 10) Убийцы кладут тело Глеба в пустыне "между двумя колодами"; 11) Явление Бориса и Глеба монаху Мартину в монастыре Бориса и Глеба на Оболони?; 12) Перенесение мощей Бориса и Глеба; 13) Битва Ярослава Мудрого со Святополком; 14) Исцеление Мстислава Черниговского от мощей Бориса и Глеба (так князь назван в надписи; возможно, здесь имеется в виду князь Мстислав Безокий, внук Юрия Долгорукого, об исцелении которого от мощей Бориса и Глеба сообщает I Нов городская летопись под 1177 годом); 15) Чудеса от мощей Бориса и Глеба в Вышгороде; 16) Гибель Святополка.

Стилистическая справка

Широкое распространение житийных икон русских святых на рубеже XV - XVI веков принято связывать, прежде всего, с деятельностью Дионисия и его мастерской. К ее традициям восходит и данная икона. Вместе с тем, от живописи раннего XVI века ее отличает плотное и несколько упрощенное письмо ликов, более детализированный и хрупкий рисунок, а также подчеркнутая декоративность и некоторая пестрота колорита.

Происхождение

Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле

Библиография