Владимир, Борис и Глеб (с житием Бориса и Глеба)
Реставрация:
Нет данных
Размер:
148 х 111 см
Автор:
Нет данных
Материал:
Дерево, темпера
Персоналии:
Равноапостольный князь Владимир, страстотерпцы Борис и Глеб
Уточняющая датировка:
17 - 18 вв. Последняя четверть 17 - начало 18
Век:
17
Страна:
Россия
Место хранения:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория:
Святые
Тип изображения:
Ростовое с клеймами
Иконографическая справка
В среднике иконы, окруженной узкой орнаментальной рамой, изображен князь Владимир, которому предстоят в молитве Борис и Глеб. Все князья одеты в богато орнаментированные шубы. Владимир представлен в княжеской шапке. В поднятой правой руке он держит восьмиконечный крест.Борис и Глеб показаны с обнаженными госовами, с шапками, которыфе прижаты локтями к груди. Средник обрамляют 16 житийных клейм.
Состав клейм:
1. Рождество Бориса.
2. Крещение Бориса.
3. Рождество Глеба.
4. Крещение Глеба.
5. Владимир посылаетсвоих сыновей на княжение в разные города
6. Больной Владимир посылает Бориса в поход на печенегов.
7. Борис с войсокм отправляется в поход на печенегов.
8. Преставление и погребение Владимира.
9. Святополк приказывает убить Бориса.
10. Нападение на Бориса в шатре и убиение отрока Георгия.
11. Воин добивает Бориса; погребение Бориса в Вышгороде.
12. Святополк приказывает убтиь Глеба; конь Глеба спотыкается и ломает себе ногу.
13. Убиение Глеба в насаде.
14. Видение огненного столпа над телом Глеба, положение между двумя колодами.
15. Обретение тела Глеба.
16. Погребение Глеба в Вышгороде.
Состав клейм дополнен пятью начальными клеймами с изображением рождества и крещения Бориса и Глеба. Клеймо с Владимиром, раздающего города своим сыновьям, уникально. Оно не встречается в составе большинства житийных икон Бориса и Глеба. Сцена битвы Ярослава и Святополка исключена из этого житийного цикла. Вторая часть цикла, посвященная гибели Бориса и Глеба, имеет традиционный характер.
Стилистическая справка
В иконе использованы современные ей и архаичные приемы писаьма. С художественной традицией второй половины 17 века связаны попытки воспроизведения "живоподобного" письма ликов, зеленоватый цвет фонов в клеймах, богатая орнаментация, золотые пробела на одеждах, "черневой" рисунок орнаментов, прием "цвечения" золота и серебра прозрачными слоями органических красок, утяжеленные пропорции плоскостных фигур, стастичные композиции, суховатая, лишенная тонких тональных переходов манера личного письма с сильно разбеленными охрами и яркой подрумянкой, грубоватые, но выразительные лики и яркий колорит.
К "архаичным" относят традиционные горки с мелкими лещадками, изображения круглых, ромбовидных драгоценных камней без сложных фигурных опрв, "палатное письмо".
Происхождение
Нет данных
Фрагменты
Библиография