Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Владимир, Борис и Глеб (с житием Бориса и Глеба)

Реставрация: Нет данных

Размер: 148 х 111 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Равноапостольный князь Владимир, страстотерпцы Борис и Глеб

Уточняющая датировка: 17 - 18 вв. Последняя четверть 17 - начало 18

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

В среднике иконы, окруженной узкой орнаментальной рамой, изображен князь Владимир, которому предстоят в молитве Борис и Глеб. Все князья одеты в богато орнаментированные шубы. Владимир представлен в княжеской шапке. В поднятой правой руке он держит восьмиконечный крест.Борис и Глеб показаны с обнаженными госовами, с шапками, которыфе прижаты локтями к груди. Средник обрамляют 16 житийных клейм. Состав клейм: 1. Рождество Бориса. 2. Крещение Бориса. 3. Рождество Глеба. 4. Крещение Глеба. 5. Владимир посылаетсвоих сыновей на княжение в разные города 6. Больной Владимир посылает Бориса в поход на печенегов. 7. Борис с войсокм отправляется в поход на печенегов. 8. Преставление и погребение Владимира. 9. Святополк приказывает убить Бориса. 10. Нападение на Бориса в шатре и убиение отрока Георгия. 11. Воин добивает Бориса; погребение Бориса в Вышгороде. 12. Святополк приказывает убтиь Глеба; конь Глеба спотыкается и ломает себе ногу. 13. Убиение Глеба в насаде. 14. Видение огненного столпа над телом Глеба, положение между двумя колодами. 15. Обретение тела Глеба. 16. Погребение Глеба в Вышгороде. Состав клейм дополнен пятью начальными клеймами с изображением рождества и крещения Бориса и Глеба. Клеймо с Владимиром, раздающего города своим сыновьям, уникально. Оно не встречается в составе большинства житийных икон Бориса и Глеба. Сцена битвы Ярослава и Святополка исключена из этого житийного цикла. Вторая часть цикла, посвященная гибели Бориса и Глеба, имеет традиционный характер.

Стилистическая справка

В иконе использованы современные ей и архаичные приемы писаьма. С художественной традицией второй половины 17 века связаны попытки воспроизведения "живоподобного" письма ликов, зеленоватый цвет фонов в клеймах, богатая орнаментация, золотые пробела на одеждах, "черневой" рисунок орнаментов, прием "цвечения" золота и серебра прозрачными слоями органических красок, утяжеленные пропорции плоскостных фигур, стастичные композиции, суховатая, лишенная тонких тональных переходов манера личного письма с сильно разбеленными охрами и яркой подрумянкой, грубоватые, но выразительные лики и яркий колорит. К "архаичным" относят традиционные горки с мелкими лещадками, изображения круглых, ромбовидных драгоценных камней без сложных фигурных опрв, "палатное письмо".

Происхождение

Нет данных

Фрагменты

Библиография