Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Георгий (Чудо Георгия о змие)

Реставрация: Реставрирована М.Р.Кирьяновым в Вологде в 1994-1995 годах, Г.С.Батхелем в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в 1998-2001 годах

Размер: 58,5 х 43 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Великомученик Георгий

Уточняющая датировка: 15 в. Последняя треть

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Частное собрание В.А. Бондаренко

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Возможно, была храмовым образом Георгиевского придела церкви Благовещения в Нерехте. Иконография относится к редкому варианту краткой редакции сцены, где поражаемый Георгием дракон извивается не среди горок и пещеры, а прямо на поземе. Наиболее примечательная особенность образа - черная масть коня, что роднит икону с рядом среднерусских произведений XIV-XVI веков. Черный конь, наряду с белым, красным и рыжим, упоминается в Апокалипсисе. По толкованию Андрея Кесарийского, всадник на черном коне, появляющийся в момент снятия Третьей печати (Откр 6:5-6), означает "плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений". Георгий, стяжавший венец победителя над мучениями, мастью своего коня "снимает" наказание апокалиптического образа. На полях изображены преподобный Макарий и архидиакон Стефан.

Стилистическая справка

Икона поновлялась в ХVI-XVII веках не менее трех раз. Икону выделяет особая колористическая гамма, гибкая, каллиграфическая линия, изысканность силуэта фигуры святого, тонкие белильные света, нанесенные на одежды,

Происхождение

Город Нерехта Костромской области

Библиография