Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Георгий, в житии (Чудо Георгия о змие)

Реставрация: Реставрация: пробное раскрытие в 1930-е гг. в Государственном Русском музее, реставратор И.Я.Челноков. Полное раскрытие в 1979 г. в Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, реставратор Т.П.Рыбакова.

Размер: 115,5 x 85,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Великомученики Георгий Победоносец

Уточняющая датировка: 16 в. Первая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Устюженский краеведческий музей

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Древнейшие изображения сцен из жития Георгия появляются в искусстве византийского мира, начиная с X-XI веков. На Руси это житийный цикл св. Георгия в росписях Георгиевского придела Софии Киевской середины XI века ("Чудо Георгия о змие" здесь не сохранилось) и фреска "Чудо Георгия о змие" в диаконнике Георгиевского собора в Старой Ладоге второй половины XII века. В среднике иконы из Устюжны представлено в развернутом иконографическом изводе - кроме Георгия и дракона, здесь изображены царевна, ее родители и другие очевидцы чуда, которые взирают на происходящее с вершины башни. Изображение в среднике житийной иконы "Чуда Георгия о змие", а не традиционной фигуры святого по пояс или в рост - особенность, характерная именно для русского искусства. Особенно широкое распространение подобное сочетание сюжетов получает в иконописи XVI века. Вероятно, это произошло потому, что на Руси образ Георгия-змееборца уже с ранних времен был окружен особым почитанием и связывался с древними народными представлениями о святых, побеждающих силы зла. С другой стороны, развернутый рассказ о мучениях святого был свидетельством не только его стойкости, но и непоколебимости христианской веры, ее торжества перед лицом гонителей - этим объясняется традиционное почитание мучеников как "опоры Церкви". Обе темы - мученического подвига и триумфа, торжества истинной веры -соединяются в клеймах иконы и в ее среднике. Порядок клейм: 1. Проповедь вмч. Георгия перед царем Диоклетианом 2. Заключение вмч. Георгия в темницу 3. Избиение воловьими жилами 4. Истязание вмч. Георгия на костре 5. Благословение вмч. Георгия в темнице 6. Чудо с оживлением вола 7. Проповедь вмч. Георгия перед Диоклетианом 8. Усекновение главы Гликерия 9. Истязание вмч. Георгия жилами 10. Истязание крючьями и расплавленным оловом 11. Вмч. Георгий обличает Диоклетиана 12. Истязание раскаленными железными сапогами 13. Истязание на колесе 14. Беседа вмч. Георгия с царицею Александрой 15. Вмч. Георгий изгоняет беса из отрока 16. Усекновение главы вмч. Георгия 17. Положение вмч. Георгия во гроб 18. Надругание сарацина над иконой вмч. Георгия 19. Исцеление сарацина от иконы вмч. Георгия 20. Исцеление пастуха двумя монахами именем вмч. Георгия.

Происхождение

Богородице-Рождественский собор Вологодская обл.

Фрагменты

Библиография