Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Димитрий Солунский

Реставрация: Нет данных

Размер: 88 х 52 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Великомученик Димитрий Солунский

Уточняющая датировка: 14 в. 1300 г.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

К числу наиболее значимых икон, сохранившихся в монастыре Ватопед, при­надлежат поясные образы св. Георгия и св. Димитрия, созданные одним художником. Святые представлены в воинских доспехах, в легком развороте. У них покатые плечи и широкие силуэты, которые кажутся стиснутыми, чтобы вме­ститься в слишком узкое для них поле ико­ны. У ликов святых, выдержанных в теп­лой цветовой гамме с мягкими тональны­ми градациями, спокойное, несколько отстраненное выражение, переданное в направленном на молящегося взгляде. Изображения юных воинов и мучеников наделены живостью и выразительностью. Писавший их художник, несомненно, использовал древние источники, восходящие к раннехристианскому периоду.

Стилистическая справка

С точки зрения типологии стиля физиогномические типы святых — это благо­родные лики с несколько печальными, задумчивыми взглядами. Возвышенный характер и глу­бокое духовное содержание образов в целом очень близки по художественной выразительности и мастерству исполнения росписям Протата (ок. 1290 г.) в Карее на Афоне, которые, согласно преданию, приписываются знаменитому мастеру из Салоник «господину Мануилу Панселину», причисляемому к величайшим художникам всех времен. Это близкое сходство особенно очевидно, если сравнить иконы свв. Георгия и Димитрия из Ватопеда с изображе­ниями тех же святых на фресках Протата.

С точки зрения техники манера личного письма отличается большой выразительностью. По широким поверхностям теплого розоватого вохрения на лбу, щеках и шее зеленоватые тени растекаются легчайшей прозрачной сетью штрихов. Лики оживляет красный цвет, наложен­ный густыми мазками на губах и на слезниках в углах глаз, или же тонкими линиями на веках, ноздрях и подбородке, а также белильные штрихи нежно сияющих светов. Эти приемы харак­терны и для фресок Протата.

Типологическое, стилистическое и техническое родство икон ев. Георгия и ев. Димитрия с фресками Протата, несмотря на небольшие различия, обусловленные разницей живописной техники, а также высокое художественное качество этих двух икон позволяет нам отнести их к произведениям мастерской Панселина и датировать временем около 1300 года или первым десятилетием XIV века. Те разли­чия, которые можно заметить между двумя ватопедскими иконами и фресками Про­тата, объясняются не только различием в технике (яичная темпера на доске в первом случае и фреска во втором), но и небольшой разницей во времени исполнения росписей Протата (ок. 1290 г.) и икон из Ватопеда. Следовательно, эти различия проистекают из эволюции живописной манеры художни­ка и его помощников. Установление связи икон ев. Георгия и ев. Димитрия с живопи­сью Протата и атрибуция их кругу Мануила Панселина особенно важны, так как на Афоне впервые были выявлены иконы, которые, по нашему мнению, с уверен­ностью можно приписать мастерской легендарного автора фресок Протата, если не самому Мануилу Панселину.

Фрагменты

Библиография