Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Благовещенский собор Московского Кремля

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Московский Кремль

Век: 15

Уточняющая датировка: 1484-1489 гг.

Заказчик: Иван III Васильевич

Архитектор: псковские мастера

История строительства.
Время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Строительство первого белокаменного храма в наст...

История строительства.
Время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Строительство первого белокаменного храма в наст. время датируют (М. Х. Алешковский, Альтшуллер) периодом между сер. 60-х гг. XIV в. (возведение стен московского Кремля при вел. кн. Димитрии Донском) и 1393 г. (начало строительства ц. Рождества Богородицы на Сенях). От храма XIV в. сохранился подклет. Именно этот собор был расписан в 1405 г.Феофаном Греком, Прохором с Городца и прп. Андреем Рублевым.
Следующий этап строительной истории собора связан с внуком вел. кн. Василия I Димитриевича, вел. кн. Иоанном III. В 1482-1483 гг. собор начали разбирать и, как при строительстве здания 1416 г., разобрали "по казну и по подклет".Согласно Львовской летописи, собор в 80-х гг. XV в. строили псковичи, вызванные в Москву вел. кн. Иоанном III после падения второго Успенского собора (1472-1474).Собор был освящен 9 авг. 1489 г., в день памяти ап. Матфея. Первоначально он был трехглавым.Крытые паперти окружали храм по периметру. До кон. XVIII в. паперть существовала и на востоке. К ней примыкала Казенная палата, входившая в комплекс Казенного двора, здания которого были заложены в начале строительства собора. Будучи домовым великокняжеским храмом, собор. входил в комплекс дворцовых построек и был связан с ними переходом через паперти.
Облик галерей Благовещенского собора связан с новым этапом деятельности на Руси итальянских мастеров - с приездом Алевиза Фрязина (или Старого), а затем Алевиза Нового в Москву. К 1508 г., когда было завершено строительство великокняжеского дворца и созданы росписи папертей Благовещенского собора, вместо характерных среднерусских перспективных порталов с килевидным очертанием архивольтов на сев. и зап. фасадах были установлены новые порталы, характерные по композиции и орнаментации для эпохи Кватроченто. Видимо, тогда же изменили форму пилонов, поддерживающих арки галереи, которые получили итальянизирующую трактовку (филенка, декорирующая плоскость прямоугольного столпа, фланкирована полуколонками), и импостов в пятах сводов (повторяющийся мотив капители). Первоначальный портал 1484-1489 гг. сохранился на юж. фасаде и был восстановлен по найденным фрагментам в 1949 г. Здесь же сохранились и первоначальные карнизы в пятах свода.
Особую сложность представляет реконструкция юж. крыльца и юж. галереи, а также датировка их декорации. Итальянизирующая резьба портала юж. крыльца, фриза и окна с двойной аркой на стене паперти значительно отличается не только по рисунку, но и по раскраске (зеленый фон) от многочисленной резной декорации кремлевских построек, которая достоверно датируется рубежом XV-XVI вв. На этом основании делался вывод о возможности ее датировки сер. XVI в. (С. С. Подъяпольский). Существует и противоположная точка зрения, согласно которой эти декоративные детали относятся к кон. XV в. и установлены здесь в XVIII в., возможно после разборки вост.паперти и строений Казенного двора (И. Я. Качалова).
Приделы собора 1484-1489 гг.
Согласно общему мнению, древнейший придел Б.с. был посвящен свт. Василию Великому, архиеп. Кесарийскому, небесному покровителю вел. кн. Василия Димитриевича. О размещении его в соборе XIV в. и 1416 г. точных сведений нет. В новом соборе он был освящен 20 авг. 1489 г.  По росписи дьяконника, которую датируют временем обновления собора после пожара 1547 г., полагают, что придел свт. Василия Кесарийского размещался в нем (А. И. Успенский, Качалова). Летопись сообщает, что в этом приделе в 1533 г. повелел "тайно служити" смертельно больной вел. кн. Василий III. Качалова предполагает, что приделы могли существовать и на хорах собора.
Приделы собора в XVI-ХХ вв.
Первоначальные посвящения приделов Б. с., сооруженных в 60-х гг. XVI в., известны из летописей. В янв. 1564 г. в сев. паперти были освящены приделы в честь Собора Богородицы и Собора арх. Михаила, первый в зап. части паперти, второй в вост.. Престол придела Входа Господня в Иерусалим в зап. части юж. паперти был освящен в дек. 1566 г.
Дискуссионным остается посвящение четвертого придела и соответственно местоположение престола свт. Василия Кесарийского. Из летописи известно, что между 1547 и 1564 гг. он был перенесен в вост. паперть на стороне Казенного двора. Не исключено, что в связи с переносом престола в юж. паперть последняя подверглась частичной перестройке, при которой появилось юж. крыльцо. Полагают, что в 1564 г. престол свт. Василия Кесарийского был внесен обратно в дьяконник, а в юго-вост. приделе был помещен престол вмч. Георгия, который там находился в XVII в. Но это маловероятно, поскольку в ладанных книгах с кон. XVI в. придел свт. Василия Кесарийского снова указывается "в паперти" или "на паперти". Скорее всего он, согласно предположению Маркиной, был внесен в верхний юго-вост. придел. Престол свт. Василия Кесарийского находился в юго-вост. приделе еще в 30-х гг. XVII в. Качалова полагает, что придел свт. Василия Кесарийского находился в дьяконнике вплоть до его упразднения, но, возможно, был неск. расширен и занимал часть юж. паперти.
Придел вмч. Георгия, упоминающийся в ладанных книгах как находившийся также "на паперти", вероятно, изначально был размещен в самой галерее. То обстоятельство, что он не упомянут в Никоновской летописи, говорит о его появлении в соборе после 60-х гг. XVI в. Первое известие о нем относится к 1584 г., к кон. XVII в. престол вмч. Георгия переносят в юго-вост. придел, где он остается до упразднения в сер. XVIII в. В 1822 г. юго-вост. придел освятили во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского, соименного святого имп. Александра I.
До кон. XVI в. был, видимо, упразднен престол в честь Собора арх. Михаила, т. к. в 1584 г. фигурирует уже придел в честь Собора арх. Гавриила.
После воцарения Михаила Феодоровича в соборе освящают придел во имя его ангела - св. Михаила Малеина. Ладанные книги впервые отмечают выдачу ладана для него 21 сент. 1613 г. Скорее всего он помещался в юж. или вост. паперти.
В 1836 г. в помещении юж. паперти по указу имп. Николая I был устроен придел во имя его святого - свт. Николая, архиеп. Мирликийского.
 

История создания фресок.
Благовещенский собор трижды перестраивался и каждый раз украшался фресками. Первая роспись, известная по письменным источникам (Троицкая летопись нач. XV в.), была создана в 1405 г. Феофаном Греком, прп. Андреем Рублёвым и Прохором с Городца.
Самый ранний из сохранившихся слоев, после полного раскрытия живописи в 1980-1984 гг. был датирован в 1547-1551 гг. после московского пожара 1547 г. В это время одновременно были созданы росписи собора и галерей. Часть северной паперти была расписана заново при ее ремонте в 1564 г., южная - впервые украшена росписью в 1836 г., когда в ней был устроен Никольский придел.

 

Иконография
Роспись Благовещенского собора отличается "многословностью", насыщенностью циклами и отдельными сюжетами. При этом для каждой композиции характерны усложненность, введение дополнительных эпизодов и персонажей, стремление наиболее подробно иллюстрировать текст. Многие композиции являются уникальными в русской монументальной живописи...

Иконография
Роспись Благовещенского собора отличается "многословностью", насыщенностью циклами и отдельными сюжетами. При этом для каждой композиции характерны усложненность, введение дополнительных эпизодов и персонажей, стремление наиболее подробно иллюстрировать текст. Многие композиции являются уникальными в русской монументальной живописи.
В центральной главе помещено погрудное изображение Господа Вседержителя, ниже - 8 архангелов, между окнами - праматерь Ева, праотцы Адам, Авель, Ной, Енох, Сиф, Мелхиседек и Иаков (все в рост), в основании - 12 медальонов с изображением сыновей Иакова - "Колен Израиля". В сев.-вост. главе - "Богоматерь Знамение", ниже - полуфигуры пророков с развернутыми свитками. Основой для этой композиции, возможно, послужила "Похвала Богоматери". Юго-вост. главу занимает изображение Саваофа (одно из наиболее ранних в руссской живописи) в окружении херувимов. В парусах центральной главы написаны евангелисты, на подпружных арках - пророки в рост. Нетрадиционно изображение прор. Моисея с пышными волосами и короткой бородкой, облаченного в царские одежды, с чашей в руках.
Праздники написаны на сводах и в люнетах центральной части храма и вимы: на вост. столпах - "Благовещение", ниже помещены композиции "Спас Недреманное Око" и "Моисей перед Неопалимой Купиной", в люнете юж. стены - "Рождество Христово", в люнете сев. стены - "Успение Богоматери". На центральном своде над хорами - "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря" и "Вход Господень в Иерусалим", в люнете - "Преображение". Свод вимы занимает "Вознесение", ниже на стенах помещены "Распятие Христово" и "Сошествие во ад". Для всех композиций характерно включение множества дополнительных эпизодов. На щеке арки расположено "Сошествие Св. Духа", вероятно, изначально в центре было изображение Богоматери.
Роспись апсиды и прилегающих участков стен имеет 4 яруса. В конхе центральной апсиды помещено изображение Богоматери с Младенцем на престоле (тип Одигитрии) и 2 коленопреклоненных ангелов, на триумфальной арке - "Похвала Богородицы", на стенах рядом с конхой - огромные фигуры гимнографов Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Ярусом ниже дано изображение Евхаристии, на стенах - "Тайная вечеря" и "Омовение ног". Еще ниже написаны 2 композиции из "Деяний апостолов" - "Явление ап. Петру сосуда с неба" (Деян 11. 12) и "Смерть Анании и Сапфиры" (Деян 5. 1-11), а на стенах цикл явлений Христа по воскресении - "Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня" (Ин 20. 2-7), "Явление Христа Марии Магдалине" (Ин 20. 14-17), "Трапеза в Эммаусе" (Лк 24. 30; Мк 16. 12), "Явление Христа ученикам в Галилее" (Лк 24. 41-43), "Отослание апостолов на проповедь" (Мф 28. 16-18) и "Явление Христа на море Тивериадском" (Ин 21). В самом нижнем ярусе центральной апсиды - "Служба святых отцов", над ней - 6 медальонов с изображениями рус. святых, на лопатках стен и столпов - фигуры в рост ап. Иакова, брата Господня, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и прп. Варлаама Хутынского.
Конху жертвенника традиционно занимает изображение св. Иоанна Предтечи, а стены - развернутый Страстной цикл: "Моление о чаше" (Мф 25. 37-45; Мк 14. 32-42; Лк 22. 39-46), 2 композиции "Иуда предает Христа" по разным текстам (Мф 26. 14-16; Мк 14. 10, 11; Лк 14. 1-6 и Ин 28. 3-7), "Лобзание Иуды" (Мф 26. 49; Мк 14. 3-52; Лк 22. 47-53), "Иуда получает сребреники" (Мф 26. 15), "Христос перед Каиафой" (Мф 26. 59-65: Мк 14. 53-63; Лк 22. 52-63; Ин 14. 11-24), "Отречение Петра" (Мф 26. 58, 59-75; Мк 14. 54, 66-72; Лк 22. 56-62; Ин 18. 15-18, 25-27), "Христос перед Пилатом" (Мф 27. 11-14; Мк 15. 1-5; Лк 23. 1-5; Ин 18. 28-30), "Вечеря в доме Симона прокаженного" (Мф 26. 6-12, Мк 14. 3-9; Ин 12. 21-11). Ниже всю юж. стену занимает композиция "Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами" (Мф 14. 13-21; Мк 6. 30-44; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14). В диаконнике собора, где, вероятно, до 1547 г. располагался придел свт. Василия Кесарийского, помещен уникальный житийный цикл святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
На сводах трансепта и в верхних ярусах на зап. столпах изображены евангельские притчи и сцены чудес, связанные со службами Великого поста и Пятидесятницы, что сближает роспись Благовещенского собора с живописью Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502). На зап. столпах написаны "Чудо в Кане Галилейской" (Ин 2. 1-11), "Преполовение" (Лк 2. 40-52), "Изгнание торгующих из храма" (Ин 2. 13-20) и "Проповедь Христа" (Мф 12. 46-50; Мк 3. 31-35; Лк 8. 19-21). На сев. своде помещены сцены "Христос читает в синагоге пророчество Исаии" (Лк 4. 18), "Иоанн Креститель крестит народ", "Чудо о статире" (Мф 17. 24-27), "Притча о милосердном самаритянине" (Лк 10. 30-37), "Притча о блудном сыне" (Лк 15. 11-32), "Притча о заблудшей овце" (Мф 18. 22; Лк 15. 14). На юж. своде помещены сцены исцелений расслабленного (Мф 9. 2-7; Мк 2. 3-12; Лк 5. 18-25), сухорукого (Мф 12. 10-13; Мк 3. 1-5; Лк 6. 6-10), 2 слепцов (Мф 9. 27-31), притчи "О лепте бедной вдовицы" (Мк 12. 41-44; Лк 21. 1-4) и "О не имеющем одеяния брачна" (Мф 22. 2-14), а также иллюстрация к 16-му икосу Акафиста Богоматери "Всякое естество ангельское".
Основное место в центральной части храма - юж. и сев. стену, пространство под хорами и стену, ограждающую их,- занимают иллюстрации к Апокалипсису (ок. 1/3 композиций утрачено при перестройках собора). Иконографически они близки иконе Успенского собора Московского Кремля, написанной ок. 1500 г. Изображение не следует повествованию текста, отдельные эпизоды сгруппированы по смыслу: выделены теофании, события, происходящие на земле, и "Страшный Суд". Рядом со сценами земных бедствий помещены изображения святых имп. Михаила III и его матери Феодоры, кн. Владимира и кнг. Ольги, имп. Константина и Елены, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, Бориса и Глеба, а также композиции "Иов на гноище" и "Зосима причащает Марию Египетскую". Рядом, в нижнем ярусе на столпах, написаны рус. князья Владимир Мономах, Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Иоанн Калита, Димитрий Донской и его сын Василий I.
Живопись над хорами Благовещенского собора образует несколько самостоятельных циклов, что может быть объяснено первоначальным размещением на хорах придельных церквей - подобная традиция была распространена в России в XIV-XV вв. В сев. части помещены композиции, связанные с почитанием Богоматери: "Введение во храм", "Покров", Богоматерь на престоле (тип Печерской). Стены, своды и арки заполнены изображениями св. жен. В центральной части хоров помещен цикл деяний арх. Михаила: "Изведение ап. Петра из темницы", "Явление Иисусу Навину" и "Чудо в Хонех", а на зап. стене - "Собор архангелов". Юж. люнет зап. стены занимает композиция "Чудо Георгия о змие", а на арках и стенах написаны мученики, среди которых черниговские кн. Михаил Всеволодович и его боярин Федор, ярославские князья Феодор, Давид и Константин и литов. мученики Антоний, Евстафий и Иоанн.
В стенопись собора включено много единоличных изображений - на щеках арок, в откосах окон, на стенах алтаря. Обращает внимание большое число русских святых, в т. ч. канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. В медальонах над "Службой святых отцов" написаны ростовские святые Леонтий, Исаия, Авраамий и Игнатий, преподобные Сергий и Никон Радонежские, Никита Новгородский и 2 юродивых. В разных частях алтаря помещены фигуры Московских митрополитов, преподобные Варлаам Хутынский, Пафнутий Боровский, Павел Обнорский (Комельский) и др.
Самостоятельным ансамблем живописи являются фрески зап. и сев. галерей.Своды галерей занимает композиция "Древо Иессеево". Кроме родословия Христа, помещенного в Евангелиях от Матфея и Луки, в композицию включены многочисленные изображения пророков, праотцев и праматерей, библейские и евангельские сцены: "Три отрока в пещи огненной", "Руно Гедеона", "Помазание Давида", "Лествица Иакова", "Рождество Христово", "Сретение" и "Вознесение". В основе иконографии лежат тексты служб на Рождество Христово и предшествующих ему служб в Недели св. отцов и св. праотцев. Венцом композиции является изображение Богоматери с Младенцем Христом у зап. входа в собор. Остальную часть свода зап. галереи занимает развернутая композиция "Союзом любви связуемы апостолы", в которую входят апостолы от 70. В основании распалубок и на лопатках наружных стен галерей помещены фигуры Сивиллы, античных философов и поэтов (Гомера, Плутарха, Вергилия, Менандра, Анаксагора, Фукидида, Зенона и др.), включенных в число пророков. На лопатках внутренних стен - московские князья: у сев. портала - основатель московского княжеского дома Даниил Александрович, далее - Димитрий Донской, Василий I, Иоанн III и Василий III (2 последних написаны на закладках стен в кон. XIX в.).
Внутренние стены галерей занимают композиции "Чудо с пророком Ионой", "О Тебе радуется" и Св. Троица ("ветхозаветная"), по иконографии близкая Св. Троице прп. Андрея Рублёва. На юж. стене зап. галереи изображены "Собор Богоматери" и иллюстрация 5-й ступени "Лествицы" прп. Иоанна Лествичника. На сводах сев. крыльца помещены 4 подробные композиции Акафиста Богородице, в к-рых иллюстрированы отдельные стихи икосов. Юж. стену крыльца занимает сцена "Взятие Иерихона".
В настоящее время от наружной росписи (1547-1551)  Благовещенского собора уцелели 2 композиции - "Собор архангелов" на сев. стене, рядом с одноименным приделом, и "Что Ти принесем, Христе" над входом в собор. Последняя композиция отличается подробностями и точно следует "Слову на Рождество Христово" свт. Иоанна Златоуста.
Многие композиции Благовещенского собора по иконографии близки росписям Ферапонтова монастыря, выполненным в 1500-1502 гг. Дионисием, но усложнены и наполнены бытовыми деталями. 

Стиль
В росписи Балговещенского собора сохраняются свойственные нач. XVI в. пропорциональные соотношения, формы архитектурных построек, стройные и изящные фигуры, насыщенность колорита, что особенно заметно в росписях алтаря. В то же время живопись на стене, ограждающей хоры, с характерными плотными крупноголовыми фигурами и темным приглушенным колоритом, близка произведениям 60-х гг. XVI в.

 

Благовещенский собор Московского Кремля - Собор Богоматери. Восточная сторона.
Собор Богоматери. Восточная сторона.
Благовещенский собор Московского Кремля - Аксонометрия
Аксонометрия
Благовещенский собор Московского Кремля - Восточный фасад
Восточный фасад
Благовещенский собор Московского Кремля - Северо-восточная сторона
Северо-восточная сторона
Благовещенский собор Московского Кремля - Южный фасад
Южный фасад
Благовещенский собор Московского Кремля - Юго-восточная сторона
Юго-восточная сторона
Благовещенский собор Московского Кремля - Северный фасад
Северный фасад

Благовещенский собор Московского Кремля - План
План
Западная стена. Общий вид. Благовещенский собор Московского Кремля
Западная стена. Благовещенский собор Московского Кремля
Общий вид
Западная стена. План. Благовещенский собор Московского Кремля
Западная стена. Благовещенский собор Московского Кремля
План
Благовещенский собор Московского Кремля - Деисус
Век: 16
Южная стена. Общий вид. Благовещенский собор Московского Кремля
Южная стена. Благовещенский собор Московского Кремля
Общий вид
Южная стена. План. Благовещенский собор Московского Кремля
Южная стена. Благовещенский собор Московского Кремля
План
Свод. Общий вид. Благовещенский собор Московского Кремля
Свод. Благовещенский собор Московского Кремля
Общий вид
Свод. План. Благовещенский собор Московского Кремля
Свод. Благовещенский собор Московского Кремля
План
Благовещенский собор Московского Кремля - Пророки
Век: 16
Благовещенский собор Московского Кремля - Ева
Век: 16
Северная стена. Общий вид. Благовещенский собор Московского Кремля
Северная стена. Благовещенский собор Московского Кремля
Общий вид
Северная стена. План. Благовещенский собор Московского Кремля
Северная стена. Благовещенский собор Московского Кремля
План
Галерея. Общий вид. Благовещенский собор Московского Кремля
Галерея. Благовещенский собор Московского Кремля
Общий вид
Галерея. План. Благовещенский собор Московского Кремля
Галерея. Благовещенский собор Московского Кремля
План
Благовещенский собор Московского Кремля - Сретение
Век: 16
Благовещенский собор Московского Кремля - Троица
Век: 16
Хоры. Общий вид. Благовещенский собор Московского Кремля
Хоры. Благовещенский собор Московского Кремля
Общий вид
Хоры. План. Благовещенский собор Московского Кремля
Хоры. Благовещенский собор Московского Кремля
План

© Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2021