Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Дмитриевский собор во Владимире

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Владимир

Век: 12

Уточняющая датировка: 1190-е гг.

Дмитриевский собор во Владимире. 1194 - 1197 гг.

Собор, посвященный Дмитрию Солунскому, построен князем Всеволодом Большое Гнездо как его дворцовая церковь...

Дмитриевский собор во Владимире. 1194 - 1197 гг.

Собор, посвященный Дмитрию Солунскому, построен князем Всеволодом Большое Гнездо как его дворцовая церковь. Точная дата постройки неизвестна. Н. Н. Воронин датирует собор 1194 - 1197 гг. На это указывает Лаврентьевская летопись, в которой сказано, что причиной строительства стало рождение у князя Всеволода сына Владимира в 1194 г. Однако на основании посвящения собора патрону князя Всеволода, некоторые исследователи называют более раннюю дату - 1191 г. Учитывая иконографические особенности рельефов собора (тема Давида и Иессея, Давида и Соломона) первая версия кажется более вероятной.
Это был храм-реликварий, в котором хранилась привезенная из Солуни икона св. Дмитрия Солунского, написанная на доске его гроба. В отличие от предшествующих ему памятников, собор создан местными владимирскими мастерами.

Архитектура
В плане одноглавый, четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный храм без нартекса. Столбы крестчатой формы, расположены по одной оси с пилястрами. Высота подкупольного квадрата приблизительно равна 5 м. Белокаменная кладка. На середине высоты стены проходит характерная для владимиро-суздальской архитектуры линия отлива, расположенная, однако выше уровня хор. 
Фасады расчленены пучковыми пилястрами на три прясла, завершающихся закомарами, центральное шире и выше боковых. На пряслах и углах расположены полуколонны. Аркатурно-колончатый пояс проходит по фасадам ниже уровня отлива, по верхнему краю апсид и барабану. Несмотря на различие ширины прясел количество колонок пояса одинаково. Колонки внизу завершаются зооантропоморфной скульптурой. Апсиды украшены тягами, вписанными в аркатурно-колончатый пояс. В центральной апсиде три щелевидных окна, в боковых по одному. Входы оформляют перспективные порталы. 
Прежде с трех сторон имелись галереи с лестничными башнями, соединяющие собор с княжеским дворцом; они были разобраны при реставрации в 1838 - 1839 гг., посчитавшиеся за позднейшие пристройки, и была проведена реставрация его резьбы. Это было подтверждено реставраторами собора во второй половине XX века, установившими, что галереи и башни были пристроены после пожара 1229 г.
В интерьере традиционная схема крестово-купольного храма, в которой барабан купола поддерживается подпружными арками, опирающимися на крестчатые столпы. Имелись хоры на середине высоты подпружной арки.
Благодаря сохранившимся остаткам краски известно, что собор был раскрашен.
Для собора характерна четкая композиция, гармоничность и соразмерность форм, ощущение устремленности вверх, усиленное обилием вертикальных деталей: щелевидные окна, пучковые пилястры, тяги, колонки пояса. В своей композиции, в основном, следует архитектурным решениям предшествующих эпох.

Скульптурная декорация
Все фасады и барабан покрыты белокаменной скульптурной резьбой. Рельефы представлены рядами, каждый находится на отдельном камне. Она сконцентрирована в верхней части фасадов, а также между колонками аркатурного пояса и на барабане. Настолько богатое рельефное оформление, не характерное как для Руси, так и для Европы, связано с трактовкой храма как Небесного Иерусалима. Растительные и зооморфные мотивы орнамента являются отсылкой к описанию храма Соломона, богато украшенного подобными мотивами. 
Темой западного фасада является возведение Давида на трон. В закомаре центрального прясла изображение царя Давида - на троне в позе Вседержителя, держащего текст Псалтири, в одежде иудейских первосвященников. Эта же композиция повторяется на северном и южном фасадах. Его окружают ангелы и святые.  Вокруг - изображения животных и растений, а также сцены подвигов Геракла. В северной закомаре западного фасада Давид и Соломон. На южном фасаде над фигурой Давида Сошествие Святого Духа. Слева, в западной закомаре, Крещение. В восточной - вознесение Александра Македонского. В боковом прясле северного фасада на троне изображены Иессей с младенцем Давидом. По мнению М. С. Гладкой они являются аллегорией князя Всеволода с сыном. 
В рельефах имеется тема триумфа - святые воины на конях, опоясывающие собор. В простенках аркатурно-колончатого пояса на фасадах фигуры святых, в центральном прясле западного фасада сходящий Святой Дух, ниже - растительный и животный орнамент. Колонки поддерживают фигуры фантастических животных. На апсидах - растительный орнамент. На барабане в простенках аркатурно-колончатого пояса, не занятых окнами, фигуры святых и животные в медальонах. Выше - городки с львиными масками, над ними пояс поребрика.
В интерьере на верхних гранях столпов рельефные изображения львов с плетеным орнаментом.

Фресковая роспись
Собор во второй половине 90-х гг. XII века был украшен фресками, сохранившимися только в западной части храма, с изображениями сцен Страшного Суда и композициями Рая. На склонах центрального нефа под хорами представлен апостольский трибунал, композиция разделена на две части, по шесть апостолов на каждом склоне - два евангелиста, три апостола и Петр и Павел, восседающих на престолах. На северном склоне апостолы Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и, предположительно, Фома. На южном - Лука, Иоанн, Петр, Андрей, Варфоломей и Филипп (или Фома). За ними ангелы в несколько рядов. В первом фигуры поясные, с желтыми нимбами, во втором - по грудь, с белыми нимбами, в третьем - по головы, с голубыми нимбами.
На склонах южного нефа Лоно Авраамово - Богоматерь и праотцы, и Шествие праведных в Рай, ведомых ап. Петром. Уникальность последней композиции в том, что в ней изображены только св. жены. В Лоне Авраамовом подробно разработана композиция райского сада.
Росписи создавали греческие мастера, стиль которых близок антикизирующему искусству рубежа XI - XII вв. Статуарные, величественные фигуры, лишенные внешней динамики, пропорции близки античным статуям, складки одежд подобны драпировкам. Сдержанный, приглушенный колорит. Личное написано в многослойной манере. В некоторых фигурах эмоциональная напряженность динамического стиля. Черты линейной стилизации.

 

В плане одноглавый, четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный храм без нартекса. Столбы крестчатой формы, расположены по одной оси с пилястрами. Белокаменная кладка...

В плане одноглавый, четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный храм без нартекса. Столбы крестчатой формы, расположены по одной оси с пилястрами. Белокаменная кладка. На середине высоты стены проходит характерная для владимиро-суздальской архитектуры линия отлива, расположенная, однако выше уровня хор. Фасады расчленены пучковыми пилястрами на три прясла, завершающихся закомарами, центральное шире и выше боковых. На пряслах и углах расположены полуколонны. Аркатурно-колончатый пояс проходит по фасадам ниже уровня отлива, по верхнему краю апсид и барабану. Апсиды украшены тягами. Колонки внизу завершаются зооантропоморфной скульптурой. В центральной апсиде три щелевидных окна, в боковых по одному. Несмотря на различие ширины прясел количество колонок пояса одинаково. Входы оформляют перспективные порталы. Прежде с трех сторон имелись галереи с лестничными башнями, соединяющие собор с княжеским дворцом, были разобраны в XIX веке. 
В интерьере традиционная схема крестово-купольного храма, в которой барабан купола поддерживается подпружными арками, опирающимися на крестчатые столпы. Имелись хоры.
Для собора характерна четкая композиция, гармоничность и соразмерность форм, ощущение устремленности вверх, усиленное обилием вертикальных деталей: щелевидные окна, пучковые пилястры, тяги, колонки пояса.
Скульптура.
Все фасады и барабан покрыты белокаменной скульптурной резьбой. Она сконцентрирована в верхней части фасадов, а также между колонками аркатурного пояса и на барабане. Настолько богатое рельефное оформление, не характерное как для Руси, так и для Европы, связано с трактовкой храма как Небесного Иерусалима. Растительные и зооморфные мотивы орнамента - отсылка к описанию храма Соломона. 
На всех трех фасадах в закомаре центрального прясла изображение царя Давида - на троне в позе Вседержителя, держащего текст Псалтири, в одежде иудейских первосвященников. Ниже на западном фасаде сцены борьбы Давида за престол. На южном фасаде над фигурой Давида сходящий Святой Дух. В западной закомаре южного фасада Крещение. В простенках аркатурно-колончатого пояса на фасадах фигуры святых, ниже - растительный и животный орнамент. Колонки поддерживают фигуры фантастических животных. На апсидах - растительный орнамент. На барабане в простенках аркатурно-колончатого пояса, не занятых окнами, животные в медальонах. Выше - городки с львиными масками, над ними пояс поребрика.
В интерьере рельефные изображения львов с плетеным орнаментом на верхних гранях столпов.

Роспись.
Собор во второй половине 90-х гг. XII века был украшен фресками, сохранившимися только в западной части храма, с изображениями сцен Страшного Суда. В центральном своде под хорами изображены 12 апостолов, по шесть с каждой стороны - два евангелиста, три апостола, Петр и Павел, восседающих на престолах, за ними ангелы в несколько рядов. 
В малом южном своде Лоно Авраамово - Богоматерь и праотцы, и Шествие праведных жен в Рай, ведомых ап. Петром.


 

Дмитриевский собор во Владимире - Южный фасад
Южный фасад
Дмитриевский собор во Владимире - Северо-восточная сторона
Северо-восточная сторона
Дмитриевский собор во Владимире - Восточный фасад
Восточный фасад
Дмитриевский собор во Владимире - Юго-восточная сторона
Юго-восточная сторона
Дмитриевский собор во Владимире - Юго-западная сторона
Юго-западная сторона
Дмитриевский собор во Владимире - Северо-западная сторона
Северо-западная сторона
Дмитриевский собор во Владимире - Западный фасад
Западный фасад
Дмитриевский собор во Владимире - Северный фасад
Северный фасад
Дмитриевский собор во Владимире - Купол
Купол

Дмитриевский собор во Владимире - План
План
Свод. Общий вид. Дмитриевский собор во Владимире
Свод. Дмитриевский собор во Владимире
Общий вид
Свод. План. Дмитриевский собор во Владимире
Свод. Дмитриевский собор во Владимире
План