Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Псков

Век: 12

Уточняющая датировка: 1137-1140-е гг.

Заказчик: Ахиепископ Нифонт

 Строительство Спасо-Преображенского собора (1137-1140 гг.) связывают с деятельностью архиепископа Нифонта, которая была направлена на окончательную христианизацию Пскова, где пока ещё было много язычников. Строительство велось в несколько этапов, в ходе которых был изменён первоначальный замысел постройки...

 Строительство Спасо-Преображенского собора (1137-1140 гг.) связывают с деятельностью архиепископа Нифонта, которая была направлена на окончательную христианизацию Пскова, где пока ещё было много язычников. Строительство велось в несколько этапов, в ходе которых был изменён первоначальный замысел постройки. Изначально собор мыслился как крестовокупольный храм без хор,  с чётко выделенными ветвями подкупольного креста за счёт понижения угловых объёмов. Интерьер собора с явно выявленной структурой крестовокупольной конструкции, с широкими нерасчленёнными плоскостями стен, плавно перетекающих в своды. Здесь полностью отсутствуют членения стен лопатками, и лишь немногочисленные окна и арки боковых объёмов вносят некоторое разнообразие в этот монолитный интерьер. Необычайно просторный купол был увеличен зодчими за счёт того, что при строительстве стены барабана были сделаны значительно тоньше, что облегчило конструкцию и увеличило диаметр купола изнутри почти на 1,5 метра.
  Неизвестно по каким причинам, но позднее архитектурная композиция собора была изменена - угловые западные объёмы храма были достроены до верхней отметки центрального свода, тем самым ярко выраженная крестово-купольная структура собора была нарушена, хотя изнутри сохранился чётко выраженный крестово-купольный характер постройки.  Над угловыми помещениями возникли два небольших замкнутых объёма второго этажа, оборудованные под придел и ризницу. В пространстве западного рукава подкупольного креста был установлен деревянный настил хор, подняться на который можно было по наружной деревянной лестнице через дверной проём, который был  растёсан на месте верхнего окна западной стены.                                                                         В  XVI в. к западному фасаду пристраивается паперть со звонницей, имеющей характерные псковские очертания. В  XVII-XVIII столетиях храм получает четырёхскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана, что повлекло за собой изменения контуров купола, шлемовидная форма которого была заменена на луковичную. Лишь восточный фасад напоминает облик собора XII столетия. Кроме того примерно на 2 метра  вырос культурный слой вокруг собора, что придаёт сегодняшней постройке несколько приземистый облик.                                                                                  

Составителем насыщенной догматическо-повествовательной программы росписей собора, несомненно, являлся архиепископ Нифонт, в задачи которого входило христианское просвещение псковской паствы. Система декорации отличается уникальным многообразием и обилием сюжетов. Верхние регистры центрального объёма занимают сцены евангельского цикла, здесь также проиллюстрированы деяния апостолов, Протоевангелие Иакова, повествующее об истории родителей Богоматери и Её детстве, житие Иоанна Предтечи, апокрифические сказания об архангеле Михаиле...

Составителем насыщенной догматическо-повествовательной программы росписей собора, несомненно, являлся архиепископ Нифонт, в задачи которого входило христианское просвещение псковской паствы. Система декорации отличается уникальным многообразием и обилием сюжетов. Верхние регистры центрального объёма занимают сцены евангельского цикла, здесь также проиллюстрированы деяния апостолов, Протоевангелие Иакова, повествующее об истории родителей Богоматери и Её детстве, житие Иоанна Предтечи, апокрифические сказания об архангеле Михаиле. Эти сюжеты расположены в малых боковых объёмах и представляют простанственно замкнутые циклы, изобилующие повествовательными деталями. По подробности изложения фрески Мирожского монастыря сравнимы разве что мозаики соборов Сицилии, выполненных в 1140-1180-х гг. византийскими мозаичистами. Догматической основой  Мирожских фресок является тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы.     

В конхе апсиды "Деисус" с восседающим на троне Христом, к Которому в молении обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над фигурой Христа "Этимасия" - символическое изображение Святой Троицы. Ниже расположено ставшее традиционным для искусства XII столетия "Причащение апостолов". В своде алтаря сцена "Преображение". Этот сюжет подчеркивает божественность Христа, которая была впервые явлена апостолам на Фаворе. Завершает алтарную композицию медальон в софите восточной подпружной арки с Христом Эммануилом.
                    
В барабане продолжена христологическая тема. Во лбу восточной и западной подпружных арок изображены два "Нерукотворных Спаса" - "Мандилион" и "Керамион". В куполе "Вознесение", где славу с Христом несут восемь стоящих ангелов. В византийских аналогах обычно изображается два, четыре, редко шесть летящих ангелов. "Вознесение" среди всех вариантов купольной декорации имеет самую древнюю традицию, поскольку именно эта композиция украшала купол ротонды Гроба Господня, выполненная мозаичистами при императоре Константине.

Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма, где последовательно представлены события от "Сретения" до "Сошествия во ад". Значительная часть отведена теме Страстной седмицы - "Вход в Иерусалим", "Тайная вечеря", "Омовение ног", "Распятие", "Оплакивание". Два регистра сцен меньшего масштаба расположены под сводами и продолжают тему Страстей Христовых - в северном рукаве подкупольного креста: "Поцелуй Иуды", "Три отречения Петра", "Суд Синедриона", "Христос перед Пилатом". В южном рукаве подкупольного креста: "Жены мироносицы у Гроба Господня", "Явление Христа женам мироносицам", "Уверение Фомы", "Явление Христа на море Тивериадском". Нижний регистр отведён под сцены чудес Христовых: "Усмирение бури", "Исцеление тёщи Петра", "Воскрешение дочери Иаира", "Исцеление расслабленного", "Воскрешение сына вдовы в Наине", "Исцеление бесноватых", "Исцеление больного водянкой" и др.

"Сошествие во ад" и "Сретение", находясь на противоположных сводах и фланкируя алтарное пространство, составляют единый тематический раздел: в событиях "Сретения" открываются через пророчества будущие крестные страдания Христа, а в "Сошествии во ад" - победа Креста. Такое антиномичное сопоставление сюжетов находящихся не рядом, но в пандан друг другу, можно найти и в византийской храмовой декорации. В росписях Мирожского собора аналогично соотносятся сцены "Успение" и "Рождество Христово", как антитеза: рождение во плоти и рождение после смерти для небесной жизни.         

Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых мучеников, целителей, диаконов, пресвитеров. В верхнем ряду и в нижнем - крупномасштабные фигуры преподобных. Довольно насыщенными в сюжетном отношении оказываются фрески небольших угловых компартиментов собора,  которые ради подробного изложения выполнены в мелком масштабе. 

В апсиде жертвенника представлен цикл деяний Иоанна Предтечи. Апсида дьяконника отведена под цикл деяний архангела Михаила: "Изгнание Адама и Евы из рая", "Борьба Иакова с ангелом", "Гостеприимство Авраама", "Чудо исцеления у источника в Вифезде". Анализ памятников показывает, что росписи боковых апсид восходят к образцу Успенского собора Киево-Печерской Лавры, выходцем которого был архиепископ Нифонт.

Северо-западный компартимент посвящён деяниям апостолов: "Диспут о вере" - в люнете западной стены.  Два верхних регистра сводов отведены под сцены проповеди апостолов Петра и Павла. В плохо сохранившемся нижнем регистре представлены сцены из жития св. Климента папы Римского. На первый взгляд, роспись Мирожа выглядит несколько провинциальной и перегруженной. Причиной этому впечатлению является многоярусность живописи, избыточность сюжетов и фигур, пропорциональное несоответствие крупномасштабных композиций  верхней зоны и  уменьшенных изображений в нижней части. Объяснение этому можно найти в специфике заказа архиепископа Нифонта - максимально полное изложение разработанной программы. Более пристальный анализ выдаёт руку первоклассных мастеров, без сомнения имевших столичную, константинопольскую выучку, что выдаёт себя  в точности письма и художественных приёмов, в блестящем знании иконографии, аналогии которой можно увидеть в росписях Сицилии и, наконец, греческие надписи.    

В работе принимало участие как минимум трое мастеров. Ведущий мастер работал в верхней зоне, остальные художники работали в строго детерминированной системе письма. Мастера морожских росписей используют поразительно богатую цветовую палитру. Основу колорита составляет сочетание плотного и холодного ярко-голубого фона и малахитового позёма, на котором яркими светлыми пятнами и силуэтами смотрятся изображения, написанные сильно разбелёнными красками различных оттенков, в которых также преобладают холодные тона, изысканные цветовые сочетания. В композициях сводов, купола и парусов в изображении крупных ликов применяется сложная техника, которая включает до восьми последовательно накладываемых слоёв. Белильные высветления намечают в ликах наиболее выпуклые части, придавая персонажам аскетичный и несколько иссушенный облик. Форма создается за счёт пробелов, положенных без промежуточных проработок. В образах Мирожа присутствует духовое напряжение, самоуглублённость, повышенная экспрессия.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Восточный фасад
Восточный фасад
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Северный фасад
Северный фасад
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Юго-восточная сторона
Юго-восточная сторона
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Южный фасад
Южный фасад
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Купол
Купол
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Западный фасад
Западный фасад
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Юго-западная сторона
Юго-западная сторона

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - План
План
Северная стена. Общий вид. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Северная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Общий вид
Северная стена. План. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Северная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
План
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Орнамент
Век: 12
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Орнамент
Век: 12
Западная стена. Общий вид. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Западная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Общий вид
Западная стена. План. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Западная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
План
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Орнамент
Век: 12
Восточная стена. Общий вид. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Восточная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Общий вид
Восточная стена. План. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Восточная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
План
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове - Деисус
Век: 12
Южная стена. Общий вид. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Южная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Общий вид
Южная стена. План. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Южная стена. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
План
Юго-западый компартимент. Общий вид. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Юго-западый компартимент. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Общий вид
Юго-западый компартимент. План. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Юго-западый компартимент. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
План
Северо-западный компартимент. Общий вид. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Северо-западный компартимент. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Общий вид
Северо-западный компартимент. План. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
Северо-западный компартимент. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове
План