Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Святителя Николая в Кинцвиси

Тип: Церковь

Страна: Грузия

Век: 13

Уточняющая датировка: начало XIII в.

Монастырь Кинцвиси расположен на возвышенности в очень живописном ущелье. С одной стороны, его защищают горы, а с другой - раскрывается прекрасная долина реки Дзама.
Исторических сведений о монастыре совсем немного...

Монастырь Кинцвиси расположен на возвышенности в очень живописном ущелье. С одной стороны, его защищают горы, а с другой - раскрывается прекрасная долина реки Дзама.
Исторических сведений о монастыре совсем немного. Известно, что в первой четверти XI в. Кинцвиси переходит в царские владения, эти земли были приобретены для собора Светицховели в Мцхете католикосом Мелхиседеком I (1010-1033). На территории монастыря существует несколько храмов. Главный крестово-купольный храм святителя Николая, был возведен и расписан в начале XIII в. С запада к нему примыкает маленькая зальная церковь св. Георгия, относимая исследователями к XIV - XV вв. В северо-западной части монастыря, прямо на краю обрыва находится небольшая однонефная церковь, сильно пострадавшая от обрушения.
В 60-е гг. XV столетия в земли Сацициано (около Кинцвиси) переселяется знатный грузинский род Панаскертели-Цицишвили. Один из деятелей этой династии - Заза Панаскертели, будучи преданным сторонником грузинских царей, получает в 1467 г. от грузинского царя Константина грамоту, закрепляющую как наследственную собственность земли области Сацициано за родом Панаскертели. Его резиденцией становится крепость Мдзорети, расположенная в середине ущелья реки Дзама, недалеко от Кинцвисского монастыря, который, в свою очередь, Панаскертели-Цицишвили восстановили для того, чтобы монастырь стал просветительским центром в их вотчинных землях. В притворе церкви св. Николая сохранилась фреска (XV - XVI в.) с изображением Зазы Панаскертели как ктитора, подносящего модель храма св. Николаю.
Храм святого Николая относится к распространенному в Закавказье крестово-купольному типу, но отличается большей "зольностью" внутреннего пространства и хорошей освещенность, благодаря окнам, которые расположены по три на каждой стене. 
В плане кинцвисский храм имеет четкое деление на три равные по длине и ширине части: восточную, среднюю и западную, к которой примыкает нартекс. По сторонам от алтарной апсиды с вимой, сделаны два боковых компартимента - жертвенник и диаконник.
Пространство западной части свободно перетекает как в центральную подкупольную зону, так и в северо-западный и юго-западный угловые компартименты, открытые и незамкнутые. Эти пространства перекрыты полуцилиндрическими сводами, ориентированными перпендикулярно своду западного рукава креста. 
Во внешнем виде отражена вся внутренняя структура храма. Снаружи четко читается подкупольный крест, с повышенными рукавами, имеющими двускатное покрытие. Апсида выделена только высокими нишами на восточной стене, что нередко в закавказской архитектуре. Скудный внешний декор выражен только на барабане: его узкие, высокие окна с круглыми оконницами обрамлены арками-валиками на тягах, а под кровлей барабан опоясан лентой кирпичного незамысловатого орнамента. Плоскости стен оставлены без каких-либо декоративных элементов.
С запада к храму примыкает нартекс, построенный одновременно с храмом, но расписанный в XV в. Внутри он разделен на два этажа, перекрытых крестовыми сводами. Как с первого, так и со второго этажа в наос храма существуют проходы по центральной оси. Предположительно в храме были своеобразные небольшие хоры, стоя на которых можно было участвовать в Службе. У южной и северной стен храма существуют невысокие притворы с примыкающими к ним помещениями. Эти дополнительные пристройки появились, по мнению в период позднего средневековья. С северной стороны такое помещение, прямоугольное в плане, расположено с западной стороны от притвора и с ним не соединяется. К южному притвору примыкает капелла, имеющая в восточной части полукруглую апсиду с двумя нишами. Южный притвор имел проходы в капеллу и в храм, но последний был заложен.

В скуфье купола изображен большой крест, осеняющий все подкупольное пространство. Ниже, на переходе от купола к барабану представлен Деисус с предстоящими Христу Богоматерью и Иоанном Предтечей, а также девятью архангелами. В барабане, разделенном на два регистра представлены пророки, под ними - мученики...

В скуфье купола изображен большой крест, осеняющий все подкупольное пространство. Ниже, на переходе от купола к барабану представлен Деисус с предстоящими Христу Богоматерью и Иоанном Предтечей, а также девятью архангелами. В барабане, разделенном на два регистра представлены пророки, под ними - мученики. В парусах - евангелисты в медальонах. На щеках подпружных арок написаны строки из Псалтыри, сохранившиеся на восточной и на западной арках. 
В конхе алтарной апсиды в соответствии с византийской системой росписи помещен образ Богоматери с Младенцем на троне. По сторонам - архангелы Михаил и Гавриил, изображенные фронтально, в далматиках и перекинутых через плечи лорах. Ряд Архангелов продолжается в своде вимы, где на обоих склонах написано по две фронтальных фигуры Архангелов, а в замке помещен равноконечный крест в красном медальоне на синем звездном небе. Сцена "Причащение апостолов", находящаяся в следующем регистре росписи, разделена на две части и помещена на стенах вимы: на северной стороне - причащение хлебом, на южной - причащение вином. Христос стоит за престолом и подает подходящим к Нему апостолам Святые Дары. 
В одном ярусе с "Евхаристией", в центре апсиды между тремя окнами находятся фронтальные фигуры двух святителей: св. Николая и св. Сильвестра папы Римского. В откосах окон: Тимон, Тимофей, Тит, Стефан, Пармен, Прохор - святые диаконы с кадилом и Евангелием в руках.
В следующем регистре располагаются двенадцать святителей: четверо из них в центре изображены фронтально, с кодексами в руках, остальные восемь - в три четверти, со свитками. В нише под центральным окном - поясное изображение Христа Пантократора.
В нише горнего места представлен Сам Христос, благословляющий совершение Таинства. Самый нижний ряд украшен шашечным орнаментом. Росписи в жертвеннике и диаконнике не было, что, за редким исключением, характерно для грузинских памятников XIII - XIV вв. 
Праздничный цикл в росписи церкви святителя Николая занимает северный и южный рукава подкупольного креста. Композиционное решение каждого отдельного сюжета соответствует византийской традиции, тому ее варианту, который существовал в искусстве XI и XII вв. Сюжеты не идут последовательно друг за другом. Тем не менее, программа логически продумана и сюжеты соотносятся между собой не по хронологическому принципу, а, скорее, по внутренней логике и литургическому осмыслению того или иного евангельского события. Цикл начинается в южном рукаве двумя богородичными сценами в своде, затем следуют "Благовещение" (в люнете) и "Рождество Христово" (на южной стене). "Сретение" и "Крещение" находятся в своде северного рукава, остальные сюжеты которого, размещенные ниже, принадлежат Страстному и Воскресному циклам. Особо выделенными оказываются "Распятие" и расположенное под ним "Сошествие во ад": обе композиции помещены на восточной предалтарной стене северного рукава, при этом, композиции сцен построены так, что обе они имеют как бы одну центральную ось, на которой изображен Христос. Примечательно также размещение в северном рукаве "Преображения" напротив "Распятия", находящее себе объяснение в византийской иконографической традиции и гимнографических текстах. Из Страстного цикла Кинцвиси оказывается изъятой только "Тайная вечеря", перенесенная на западную стену южного рукава, что, возможно, связано, с желанием сохранить динамику повествования о Страданиях и Воскресении Христа. Это событие могло быть соотнесено с "Сошествием Святого Духа" на апостолов, произошедшее там же. В южном рукаве главными являются две темы. Тема Боговоплощения выявляется через образ Богоматери, а экклессиологическая тема - благодаря сюжетам, связанным с апостолами. Так, южные свод, люнета и часть восточной стены посвящены Богоматери ("Рождество Богородицы", "Введение во храм", "Благовещение", "Успение"), а "Тайная вечеря", "Уверение Фомы", "Вознесение" и "Сошествие Святого Духа" - сюжеты, связанные с апостолами и их проповедью.
Постепенное нарастание роли страстных сюжетов прослеживается в византийских памятниках начиная с X в. (каппадокийские церкви Старая Токалы килисе и св. Иоанна в Гюлю дере, обе - первой четверти X в.). Как пишет В.Д. Сарабьянов: "Принципиальные изменения в интерпретации страстного цикла, переход из количественного преобладания в качественно иную систему интерпретации, где определяющими становятся символико-литургические аллюзии, очевидно, отразили очередной виток в развитии византийской храмовой декорации, пришедшийся на вторую половину X в. Расширение спектра литургического символизма затрагивает не только страстные, но и другие сюжеты, которые изымаются из своих хронологических мест и становятся неотъемлемой частью повествовательных рядов, посвященных страстной тематике "…"  Отказ от обязательной хронологической последовательности и вариативность сочетаний страстного цикла с другими композициями для памятников середины - второй половины XI в. становятся уже нормой". 
Затем, в храме присутствуют Ветхозаветные сюжеты, которые вкрапливаются в программу росписи, углубляя содержание новозаветных событий прообразовательными мотивами. Так на западной стене в верхней части помещена сцена "Три отрока в пещи огненной". Раскрытые над отроками крылья Ангела следуют арочному завершению плоской ниши, в которую закомпонована сцена, а на южной стене юго-западного компартимента храма сохранились фрагменты изображения "Древа Иессеева". 
Также, на северной стене северного рукава креста ниже  "Явления Ангела женам-мироносицам" и "Сошествия во ад" сохранилась ктиторская композиция. В правой части композиции изображен Христос, восседая на троне, Он благословляет царскую семью. Первым в царской процессии идет царь Георгий III, за ним - его дочь царица Тамара и её сын Георгий Лаша. Все трое стоят, молитвенно воздев руки ко Христу, их фигуры фронтальные, головы слегка повернуты и окружены нимбами, как полагается боговенчанным правителям. 
Изображения святых занимают в Кинцвиси важное место. В нижнем регистре барабана под пророками представлены мученики. В северном и южном рукавах подкупольного креста святые изображаются на широких откосах окон, склонах арок и на восточных гранях западных столпов. Особенно много изображений святых в западной части церкви. 
Таким образом, рассмотрев всю систему росписи в храме святого Николая, мы видим, что доминирующим принципом для составителя иконографической программы кинцвисского храма был принцип символического сопоставления, понимание программы не как рассказа, но как догматико-литургического комплекса. Такое программное построение вписывается в византийскую традицию, фактически сформировавшуюся в послеиконоборческий период и известную по памятникам со второй половины X - первой половины XI в., а позднее ставшую нормой.
Роспись выполнена в почти в "монохромной" светло-синей - зеленой - белой гамме. Фон в верхней части храма - белый, зрительно увеличивающий пространство барабана и представляющий для фигур некую абстрактную среду. Внизу все залито синим фоном.  Композиции сцен, в целом - уравновешенные и ясные, они обогащаются архитектурными и пейзажными мотивами. Последние не становятся средой, в которую погружаются фигуры, но сохраняют декоративный характер. Фигуры, пропорционально верные, между ними соблюдены масштабные соотношения. Образы монументальны, что достигается не усилением пластики, а широкими силуэтами. Кинцвисский художник плохо чувствует скульптурную пластику, фактически, он только пытается создать видимость формы за счет стилизованных драпировок и широких силуэтов. Пробела накладываются широкими плоскостями, создавая целые освященные участки. На завершающем этапе мастера усиливают черные контуры, уплощая фигуры. Широкие, мощные, слитые с поверхностью стены, фигуры не имеют рваных контуров, все линии текучие, плавные, силуэты покатые. В некоторых случаях мастера используют своеобразный охристый "ассист" в качестве символической замены света. Лики достаточно ширококостные, овал чуть удлиненный, но не сужающийся книзу, а утяжеленный за счет "квадратного" подбородка. Но черты ликов наполнены достоинства и благородства: миндалевидный разрез глаз, тонкий прямой нос, удлиненные линии прямых бровей, чуть сведенных к переносице, волосы переданы легкими волнистыми мазками. Личное пишется пастозно, послойно наложенными охрениями и мягкими тональными переходами.
В целом, наблюдается унифицированность приемов изображения персонажей, очищенность от эмоциональности в трактовке образов, незагроможденность евангельских сцен деталями, отсутствие какой бы то ни было экспрессии как в фигурах, так и в ликах. Поверхность ровная, отсутствуют яркие моделировки, все "приглажено" как в техническом, так и в образном отношении. Сходство рисунка большей части изображений в разных частях кинцвисского храма позволяет предположить, что подготовительный рисунок, очень подробный и уверенный, был выполнен во всем ансамбле одним мастером. Им же, возможно, были определены способы моделировки личного письма, которое при ближайшем рассмотрении оказывается проработанным почти с иконописной прилежностью. Однако на этом этапе работы над изображением выделяется несколько манер, особенности которых повлияли на конечный характер образов.
Среди грузинских памятников монументальной живописи кинцвисские фрески - одни из наиболее близких византийскому искусству начала XIII в. по своей образной составляющей. Общим представляется единство художественной атмосферы вплоть до близких параллелей, обнаруживаемых в разных уголках византийского мира, где нашло свое отражение столичное искусство этого времени. Примечательно, что ближайшие аналогии Кинцвиси находит в памятниках, отражающих столичное направление начала XIII в.

Святителя Николая в Кинцвиси - Юго-восточная сторона
Юго-восточная сторона
Святителя Николая в Кинцвиси - Купол
Купол
Святителя Николая в Кинцвиси - Северо-восточная сторона
Северо-восточная сторона
Святителя Николая в Кинцвиси - Северный фасад
Северный фасад
Святителя Николая в Кинцвиси - Северо-западная сторона
Северо-западная сторона
Святителя Николая в Кинцвиси - Южный фасад
Южный фасад
Святителя Николая в Кинцвиси - Восточный фасад
Восточный фасад
Святителя Николая в Кинцвиси - Западный фасад
Западный фасад

Святителя Николая в Кинцвиси - План
План
Восточная стена. Общий вид. Святителя Николая в Кинцвиси
Восточная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
Общий вид
Восточная стена. План. Святителя Николая в Кинцвиси
Восточная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
План
Западная стена. Общий вид. Святителя Николая в Кинцвиси
Западная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
Общий вид
Западная стена. План. Святителя Николая в Кинцвиси
Западная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
План
Южная стена. Общий вид. Святителя Николая в Кинцвиси
Южная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
Общий вид
Южная стена. План. Святителя Николая в Кинцвиси
Южная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
План
Северная стена. Общий вид. Святителя Николая в Кинцвиси
Северная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
Общий вид
Северная стена. План. Святителя Николая в Кинцвиси
Северная стена. Святителя Николая в Кинцвиси
План
Святителя Николая в Кинцвиси - Распятие
Век: 13
Свод. Общий вид. Святителя Николая в Кинцвиси
Свод. Святителя Николая в Кинцвиси
Общий вид
Свод. План. Святителя Николая в Кинцвиси
Свод. Святителя Николая в Кинцвиси
План