Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Собор Воскресения Христова на Крови

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

Век: 19

Уточняющая датировка: 1883-1907 гг.

Заказчик: Александр III

Архитектор: Альфред Парланд; архимандрит Игнатий (Малышев)

Этот православный мемориальный храм во имя Воскресения Христова, был возведен в память трагического события 1 марта 1881 года, когда  в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Храм сооружен как памятник Царю - Мученику на средства, собранные по всей Росси.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста - народовольца И...

Этот православный мемориальный храм во имя Воскресения Христова, был возведен в память трагического события 1 марта 1881 года, когда  в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Храм сооружен как памятник Царю - Мученику на средства, собранные по всей Росси.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста - народовольца И.И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Сразу после убийства, по указу Александра III,  была создана комиссия по увековечиванию памяти трагически погибшего императора, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. Было проведено несколько конкурсов, на которых свои проекты представили такие архитекторы как: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Однако все представленные проекты были отклонены Александром III. Императором было принято решение, что будущий храм должен вобрать в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.
В результате, после разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Строительство же было окончено лишь в 1907 году, по причине особой сложности отделки памятника.
Собор Воскресения христова на Крови не являлся приходским храмом, он находился в ведении Министерства двора и не был рассчитан на массовые нерегламентированные посещения. В нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II. Мемориальное назначение обусловило особенности внутреннего декора храма. Интерьеры храма богато украшены мозаикой, различными пародами камня и цветными изразцами.
При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаичные панно, заменив ими традиционную живопись. Работа велась группой мозаичистов. Особым талантом выделялись Г.Ф.Батюшков, В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, М.А.Петров. Эти мастера обладали большой виртуозностью и чувством цветовой гармонии. В основе примененного ими способа набора мозаик лежит упрощение письма живописных оригиналов путем использования только основных цветовых тонов. Этот прием письма не стеснял творчество художника, предоставляя свободу как в области рисунка, так и в области композиции.
Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Различная манера исполнения, характерная для того или иного художественного направления, и стилистические особенности присущие разным художникам нашло свое отражение в многочисленных мозаичных композициях. Часть мозаик выполнена в традициях академизма: это работы по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики, тяготеющие к стилистике модерна. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания и объединяют декор интерьера в один ансамбль.

Из всего многообразия мозаик храма необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М...

Из всего многообразия мозаик храма необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.
Центральное место в мозаичном убранстве храма занимают работы художника-монументалиста Н.Н. Харламова. Ему было поручено оформление алтаря и пяти куполов венчающих весь мозаичный интерьер храма. Художник работал, стараясь следовать общим эстетическим принципам византийского искусства. Обобщенность композиции и цвета, статичность - все это позволило Харламову добиться очень выразительных монументальных образов. Наиболее отчетливо это проявилось в мозаике "Пантократор". Лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. Композиция схематична, не детализирована. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Четко очерченный силуэт Христа на голубом фоне подчеркивает плоскостность изображения. Все это позволило мастеру создать яркий монументальный образ.

В такой же стилистике, подражая византийскому письму, Харламов исполнил и другие мозаичные образы, композиционно объединив в единый строй конхи алтаря и малых куполов храма. Исполненные художником мозаичные образа "Христос во славе", "Иоанн Предтеча", "Богоматерь" и др., необыкновенно выразительны и психологичны.
Работы Васнецова для иконостаса - "Богоматерь" и "Спаситель"  по своей стилистике являются станковыми произведениями. Строгий рисунок, четкие контуры изображения, спокойные локальные тона основных цветов придают мозаикам декоративность. Они были выполнены мозаичистами Академии художеств прямым способом набора. Перевод эскизов в мозаику осуществлялся точно подобранными по цвету и форме мелкими кусочками смальты с тщательным соблюдением световых переходов, передавая живые краски оригинала.

Большое впечатление производят мозаичные иконы "Св. Александр Невский" и "Воскресение Христа", набранные по эскизам М.В. Нестерова, мастерами Академии художеств И.И.Кудриным и Н.Ю. Селивановичем.
На иконе северного киота "Св. Александр Невский", Нестеров изображает святого благоверного князя, погруженного в молитву. Князь стоит в профиль  перед домашней иконой. Образ князя преисполнен смирения и одновременно внутренней силы. На втором плане в окне виднеется типично русский зимний пейзаж: занесенные снегом крыши домов, церковь. Это придает мозаике национальный колорит. Удачно подобранная цветовая гамма, передающая блеск металлических доспехов, серебристо-голубой кольчуги, органично вписывается в орлецовое обрамление иконы. Мозаика является составной частью убранства киота.

Иначе решен Нестеровым образ Христа в мозаике южного киота. Композиция построена на сопоставлении вертикальных линий. На фоне сияющего золотом входа в гробницу возвышается фигура Христа в белых одеждах. Весь Его облик полон триумфа. Колорит мозаики светел, это придает изображению ощущение торжественности. Бледно-жемчужные тона эффектно выделяют мозаику на фоне темно - розового орлеца киота. Сдержанный, неяркий колорит, характерный для творчества Нестерова и повышенная внутренняя экспрессивность композиции позволили художнику сохранить свой почерк в мозаиках храма - памятника. Все работы художника завораживают лиризмом, чистотой и удивительной гармонией красок.
Самобытный, оригинальный художник А.П.Рябушкин был широко известен своей творческой манерой. Он сложился в результате глубокого изучения древнерусского искусства. Произведения художника находятся на северной стене, арочном проеме алтаря, и посвящены эпизодам земной жизни Христа. Они решены как жанровые сцены. В них проявилось стремление художника передать эмоциональную индивидуальность образов. В первую очередь это относится к мозаикам "Брак в Кане Галилейской" и "Хождение по водам". Им свойственны лаконизм и яркость красок, придающие мозаикам выразительность.

Собор Воскресения Христова на Крови - Южный фасад
Южный фасад
Собор Воскресения Христова на Крови - Юго-восточная сторона
Юго-восточная сторона
Собор Воскресения Христова на Крови - Северо-западная сторона
Северо-западная сторона
Собор Воскресения Христова на Крови - Купола
Купола
Собор Воскресения Христова на Крови - Распятие
Распятие
Собор Воскресения Христова на Крови - Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном
Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном
Собор Воскресения Христова на Крови - Несение креста
Несение креста
Собор Воскресения Христова на Крови - Распятие
Распятие
Собор Воскресения Христова на Крови - Снятие со креста
Снятие со креста
Собор Воскресения Христова на Крови - Сошествие во ад
Сошествие во ад
Собор Воскресения Христова на Крови - Христос во славе
Христос во славе
Собор Воскресения Христова на Крови - Воскресение Христово
Воскресение Христово

Собор Воскресения Христова на Крови - План
План
Свод. Общий вид. Собор Воскресения Христова на Крови
Свод. Собор Воскресения Христова на Крови
Общий вид
Свод. План. Собор Воскресения Христова на Крови
Свод. Собор Воскресения Христова на Крови
План
Собор Воскресения Христова на Крови - Херувимы
Век: 19
Собор Воскресения Христова на Крови - Херувим
Век: 19
Восточная стена. Общий вид. Собор Воскресения Христова на Крови
Восточная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
Общий вид
Восточная стена. План. Собор Воскресения Христова на Крови
Восточная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
План
Южная стена. Общий вид. Собор Воскресения Христова на Крови
Южная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
Общий вид
Южная стена. План. Собор Воскресения Христова на Крови
Южная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
План
Собор Воскресения Христова на Крови - Сретение
Век: 19
Северная стена. Общий вид. Собор Воскресения Христова на Крови
Северная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
Общий вид
Северная стена. План. Собор Воскресения Христова на Крови
Северная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
План
Западная стена. Общий вид. Собор Воскресения Христова на Крови
Западная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
Общий вид
Западная стена. План. Собор Воскресения Христова на Крови
Западная стена. Собор Воскресения Христова на Крови
План
Собор Воскресения Христова на Крови - Распятие
Век: 19
Столбы. Общий вид. Собор Воскресения Христова на Крови
Столбы. Собор Воскресения Христова на Крови
Общий вид
Столбы. План. Собор Воскресения Христова на Крови
Столбы. Собор Воскресения Христова на Крови
План