Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Мавзолей Галлы Плацидии

Тип: Церковь

Страна: Италия

Место нахождения: Равенна

Век: 5

Уточняющая датировка: Около 425 г.

Заказчик: Предположительно Галла Плацидия

Мавзолей Галлы Плацидии - одна из наиболее ранних построек в Равенне, относящаяся ко второй четверти V века (мозаики относят к середине V века). Это небольшая крестово-купольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале. Название условное, на самом деле Галла Плацидия - дочь императора Феодосия и сестра римского императора Гонория, была похоронена в Риме в усыпальнице рода Феодосия, а данный памятник  был, скорее всего, придворной капеллой при несохранившейся дворцовой церкви Санта Кроче, посвященной св...

Мавзолей Галлы Плацидии - одна из наиболее ранних построек в Равенне, относящаяся ко второй четверти V века (мозаики относят к середине V века). Это небольшая крестово-купольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале. Название условное, на самом деле Галла Плацидия - дочь императора Феодосия и сестра римского императора Гонория, была похоронена в Риме в усыпальнице рода Феодосия, а данный памятник  был, скорее всего, придворной капеллой при несохранившейся дворцовой церкви Санта Кроче, посвященной св. Лаврентию - наиболее почитаемому святому династии Феодосиев. Храм по типу и по функции являлся мартирием.

Мавзолей в плане представляет собой латинский крест. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую внутри вписан купол на парусах, не видимый снаружи здания. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами. Ориентация мавзолея на юг.

Библиография
Бовини, Дж. Равенна. Искусство и история. Равенна, 2008.

Мавзолей в плане представляет собой равноконечный греческий крест. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую внутри вписан купол на парусах, невидимый снаружи здания. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами...

Мавзолей в плане представляет собой равноконечный греческий крест. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую внутри вписан купол на парусах, невидимый снаружи здания. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами. Наружный вид мавзолея украшает только глухая аркада. Главный фасад (северный) прежде имел другой декор, сейчас над входом находится фриз с двумя пантерами, виноградными лозами и тирсом (жезлом). Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были залиты алебастром. Особенностью здания является его вытянутость по оси север-юг, где более длинная сторона креста направлена на север.
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии - наиболее ранние из сохранившихся в Равенне. Они выделяются своим исключительным качеством. В стиле и технике исполнения просматривается явная связь с Константинопольским искусством  (как отмечает В.Н.Лазарев, мастеров, работавших над мозаиками, было не менее двух и скорее всего один из них был приглашенным из Константинополя, либо прошедшим восточную выучку ).
Вся нижняя зона на уровень высоты человеческого роста облицована мрамором. Мозаики находятся только в верхней части храма. Фоны - темно-синие. В своде купола - Крест (как символ победы Христа над смертью) со звездами и четырьмя символами евангелистов в парусах. Своды украшены плотными растительными и геометрическими орнаментами, связанными и символикой райского сада. Мозаичная декорация вписана в систему двойных люнетов: нижние, более пологие, - меньшего размера; верхние - большие, вспарушенные. В нижних люнетах по поперечной оси креста, на восточной и западной стороне, - олени и голуби, пьющие воду (образ душ, припадающих к источнику веры), окруженные густым аканфовым орнаментом. В северном нижнем люнете, над входом, - образ Доброго пастыря. Напротив входа, в южном люнете, - мученик Лаврентий с крестом в руках. Раскрытый шкафчик демонстрирует книги четырех Евангелий, в центре решетка с горящими углями - предмет его мученичества. В верхних, больших люнетах по сторонам от окон попарно изображены апостолы в рост. Апостолы изображены таким образом, что их поворотами и жестами организуется переходящее от люнета к люнету круговое движение. Лишь первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете над алтарем изображены симметрично. Применен прием увеличения масштаба вверх, по мере удаления от глаз. Фигуры апостолов крупнее и внушительнее, чем изображения в нижних люнетах.

Библиография
Лазарев, В.Н.. История византийской живописи. М., 1986.
Бовини, Дж. Равенна. Искусство и история. Равенна, 2008.

Мавзолей Галлы Плацидии - Западный фасад
Западный фасад

Мавзолей Галлы Плацидии - План
План
Свод. Общий вид. Мавзолей Галлы Плацидии
Свод. Мавзолей Галлы Плацидии
Общий вид
Свод. План. Мавзолей Галлы Плацидии
Свод. Мавзолей Галлы Плацидии
План
Восточная стена. Общий вид. Мавзолей Галлы Плацидии
Восточная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
Общий вид
Восточная стена. План. Мавзолей Галлы Плацидии
Восточная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
План
Западная стена. Общий вид. Мавзолей Галлы Плацидии
Западная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
Общий вид
Западная стена. План. Мавзолей Галлы Плацидии
Западная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
План
Северная стена. Общий вид. Мавзолей Галлы Плацидии
Северная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
Общий вид
Северная стена. План. Мавзолей Галлы Плацидии
Северная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
План
Южная стена. Общий вид. Мавзолей Галлы Плацидии
Южная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
Общий вид
Южная стена. План. Мавзолей Галлы Плацидии
Южная стена. Мавзолей Галлы Плацидии
План