Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Церковь св. Георгия в Курбиново

Тип: Церковь

Страна: Македония

Место нахождения: В селе Курбиново

Век: 12

Уточняющая датировка: 12 в. 1191 г.

Ктитор однонефной церкви св. Георгия близ села Курбиново на озере Преспа (в ныне несуществующем селении) неизвестен, однако на престоле сохранилась исполненная в технике фрески запись о том, что мастера начали свою работу в апреле 1191 года. Фрески почти не повреждены, поэтому здесь можно целиком видеть декорацию небольшого византийского храма...

Ктитор однонефной церкви св. Георгия близ села Курбиново на озере Преспа (в ныне несуществующем селении) неизвестен, однако на престоле сохранилась исполненная в технике фрески запись о том, что мастера начали свою работу в апреле 1191 года. Фрески почти не повреждены, поэтому здесь можно целиком видеть декорацию небольшого византийского храма.
В Курбинове работало как минимум трое мастеров. Лучший из них написал сцены верхних зон восточной стены храма, Христа и св. Георгия перед иконостасом. Второй мастер, вероятно с помощником, исполнил фрески боковых стен нефа, а третий, наиболее слабый, расписал западную стену, нижние ярусы в алтаре и частично северную стену. Для всех трех мастеров характерно отсутствие строго продуманной структуры композиции и четкой взаимосвязи фигур и линий в почти скульптурных группах, как то было у мастеров Нерези.
Cоздатели росписи в Курбинове, находясь в курсе самых современных явлений в искусстве Константинополя, перенесли их в провинцию. Мастера эти, вероятно, принадлежали к мастерской какого-нибудь крупного художественного центра Византийской империи.

Избранная литература:
Грабар А. Император в византийском искусстве.
М., 2000.
Maguire H. Truth and Convention in Byzantine Description of Works of Art.
Dumbarton Oaks Papers. Vol. 28. 1974.
The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261.
New York, 1997.

Поскольку церковь не имела купола, пророки написаны в самых верхних зонах стен, а сцены обширного цикла из земной жизни Христа расположены под ними; в нижней части стен написаны отдельно стоящие фигуры святых. Богоматерь на престоле со "взыгравшим" Младенцем на руках изображена на наиболее значительном месте в храме - в апсиде, в конхе, в то время как фигуры Спасителя и патрона храма, св. Георгия, выделены большим, нежели остальные фигуры фрески, масштабом - они занимают по высоте две зоны росписи - помещены под "рисованными" арками возле иконостаса...

Поскольку церковь не имела купола, пророки написаны в самых верхних зонах стен, а сцены обширного цикла из земной жизни Христа расположены под ними; в нижней части стен написаны отдельно стоящие фигуры святых. Богоматерь на престоле со "взыгравшим" Младенцем на руках изображена на наиболее значительном месте в храме - в апсиде, в конхе, в то время как фигуры Спасителя и патрона храма, св. Георгия, выделены большим, нежели остальные фигуры фрески, масштабом - они занимают по высоте две зоны росписи - помещены под "рисованными" арками возле иконостаса.
      
Курбиновский мастер завершил процесс сложения иконографии сцены "Поклонение жертве" в апсиде: в центре вместо Этимасии - престол с дискосом, на котором лежит Младенец Христос - евхаристическая жертва. Итог широко распространенных споров между учеными догматиками и литургистами византийской столицы, которые велись на константинопольских соборах второй половины XI века, обрел в храме св. Георгия в Курбинове соответствующее изобразительное решение. В дальнейшем эта иконография повторялась в православных храмах до конца Средневековья.

Лики святых в росписи Курбинова в основном почти освободились от той графической сетки, под которой иногда терялась пластичность. Вместе с тем курбиновские мастера дальше развивают те приемы трактовки фигур, при помощи которых персонажи сцен обретают еще большую динамичность. Впечатление подвижности, взволнованность персонажей достигается особой формой и способами интерпретации драпировок, приобретающих первостепенное значение в средствах художественного выражения.

Опираясь на традиции мастеров росписи в Нерези, художники Курбинова еще больше подчеркивают игру складок и обогащают силу их выразительности: из основной цилиндрической формы одеяний, облекающих тело, они отделяют трубчатые, лучеобразные, змеевидные и меандрообразные формы, которые, обвиваясь вокруг ног и рук, суставов и бедер персонажей, передают не столько реальное движение, сколько их внутреннее состояние. Иногда отделяется часть драпировки, которая вьется, словно относимая ветром, или, скручиваясь и отходя от тела, повисает, как бы случайно упав с руки в стремительном движении. В богатстве ритма, взвихренности драпировок проявились "маньеристические" тенденции, которые сказались также и в пропорциях фигур: лучшие мастера в Курбинове изображают тип сильно удлиненной и тонкой фигуры и только самый слабый мастер - приземистые, плотные фигуры с большими головами.

Если лучшие мастера снижают драматизм ликов, предоставляя одеяниям передавать настроение, то фрескист, работавший на западной стене, по-прежнему стремится к выявлению внутренней жизни героев в лике: грубо выразительные, искаженные лики демонстрируют боль, печаль по умершей Богоматери в "Успении". Этот мастер часто нарушает анатомическую правильность голов, расчленяя их пластическую форму на отдельные части неожиданными ударами светлого и темного.

Избранная литература:
Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. - М.: Индрик, 2000. - Илл. с. 540.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. - М.: Искусство, 1986. - Стр. 101, табл. 350.
The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261.
New York, 1997.

Церковь св. Георгия в Курбиново - Юго-западная сторона
Юго-западная сторона
Церковь св. Георгия в Курбиново - Западный фасад
Западный фасад

Церковь св. Георгия в Курбиново - План
План
Восточная стена. Общий вид. Церковь св. Георгия в Курбиново
Восточная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
Общий вид
Восточная стена. План. Церковь св. Георгия в Курбиново
Восточная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
План
Западная стена. Общий вид. Церковь св. Георгия в Курбиново
Западная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
Общий вид
Западная стена. План. Церковь св. Георгия в Курбиново
Западная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
План
Северная стена. Общий вид. Церковь св. Георгия в Курбиново
Северная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
Общий вид
Северная стена. План. Церковь св. Георгия в Курбиново
Северная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
План
Церковь св. Георгия в Курбиново - Распятие
Век: 12
Южная стена. Общий вид. Церковь св. Георгия в Курбиново
Южная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
Общий вид
Южная стена. План. Церковь св. Георгия в Курбиново
Южная стена. Церковь св. Георгия в Курбиново
План