Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Базилика Санта Пуденциана (итал. Santa Pudenziana)

Тип: Церковь

Страна: Италия

Место нахождения: Рим

Век: 4

Уточняющая датировка: 384-398 гг..

Базилика Санта-Пуденциана (итал. Santa Pudenziana) или Святой Пуденцианы — небольшая трёхнефная церковь в Риме, построенная в IV веке над жилым зданием II века н. э...

Базилика Санта-Пуденциана (итал. Santa Pudenziana) или Святой Пуденцианы — небольшая трёхнефная церковь в Риме, построенная в IV веке над жилым зданием II века н. э. в память о святой Пуденциане, сестре святой Пракседы и более всего известная своими прекрасными мозаиками 402—417 гг. Исследователь Росси датирует церковь 384–398 г. (Rossi, 1899). За многие столетия старая церковь изменялась и перестраивалась не один раз. 

Постройка колокольни не задокументирована, но, вероятно, это произошло при папе Иннокентии III, в начале XII века.

 В 1588 году Санта Пуденциана была кардинально изменена Франческо да Вольтеррой по заказу кардинала Энрико Каэтани. Тогда же частично изменили мозаику 390 г. и снесли древнюю часовню Святого Пастора для того, чтобы освободить место для часовни Каэтани. Деревянный потолок нефа заменили цилиндрическим сводом, открыли древние колонны и на месте потолка трансепта установили один из первых в Риме эллиптических куполов. Боковые нефы разделили на секции для устройства в них часовен.

В 1870 году очередную реконструкцию церкви заказал кардинал Лючиано Бонапарте, внучатый племянник Наполеона. Был восстановлен фасад и, в процессе работ, под церковью и близлежащими зданиями были найдены остатки античных сооружений. Возможно, одно из них было домашней церковью, принадлежавшей упоминавшемуся выше Пуденсу. К несчастью, при восстановлении фасада были утеряны фрески 16 века работы Никколо Цирциньяни. 

Последние реставрационные работы были завершены в 1964 году, когда подземные структуры церкви были очищены от щебня и законсервированы, к сожалению, без надлежащего археологического исследования. Современный пол нефа относится к этому времени.

Церковь имеет прямоугольный базиликальный план с центральным нефом и более низкими боковыми. Монастырь расположен с правой стороны и первые три секции правого нефа заняты его частными часовнями. Первые две секции левого нефа теперь служат вестибюлем, а третья является первым ярусом колокольни.

Дальше идет трансепт с восьмиугольным куполом на пересечении с нефом. Купол увенчан большим декоративным факелом, а его барабан содержит вертикальные эллиптические окна. Ризница имеет внутреннюю апсиду с проходом вокруг ее задней части и расположенной над ним отдельной часовней со своим входом. Часовня Каэтани — отдельное, пристроенное к левой стороне базилики, здание со входом из пятой секции бокового нефа.

Когда посетители впервые видят Санта Пуденциана со стороны Via Urbana, им кажется, что она находится в яме. На самом деле это не так. Просто при папе Сиксте V была поднята сама улица, чтобы улучшить доступ к Санта Мария Маджоре.

К фасаду церкви с улицы ведут ворота в ограждении из декоративных металлических прутьев, две поперечные лестницы и небольшой внутренний дворик.

В настоящее время вход для посетителей осуществляется не через главную, а через боковую левую дверь. Она ведет в вестибюль, занимающий две секции левого нефа. Первые три секции правого нефа объединены в часовню Святого Августина. Остальные три образуют отдельные часовни. Секция слева, ставшая первым ярусом колокольни, так же содержит часовню. Трансепт составлен двумя более глубокими секциями. Святилище расположено на пересечении. Концы трансепта связаны с проходом вокруг внутренней апсиды. В углах находятся еще две часовни.

Секции боковых нефов разделены арочными опорами. Каждая опора включает в себя античную колонну из серого мрамора, оставшуюся от оригинальной базилики. Своды потолка опираются на ничем не поддерживаемый антаблемент. Они не имеют декораций, а просто выкрашены в кремовый цвет.

 

 

Мозаики церкви Святой Пуденцианы.

Исследователь Росси датирует церковь 384–398 г....

Мозаики церкви Святой Пуденцианы.

Исследователь Росси датирует церковь 384–398 г..Мозаика алтарной апсиды(402 -417 гг..) претерпела несколько реставраций: в VIII в. – при папе Адриане I, в 1588 г. – при кардинале Генрихе Каэтани, в 1829-32 гг. – при кардинале Литта. Изменения коснулись фигур апостолов. Последняя переделка XIX в. охватила всю правую часть мозаики.

В конхе можно видеть Христа на фоне Небесного Иерусалима. В книге в Его руках написано: "Dominus conservator ecclesiae Pudentiane" (Господь – хранитель церкви Пуденцианы). По сторонам Спасителя – Петр и Павел, которых увенчивают венками аллегорические женские фигуры, и святые. Здесь же – символы четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел). В верхней части конхи – крест. В нижней – мистический Агнец Апокалипсиса. Справа от Христа за стеной портика – комплекс Гроба Господня – символ Иерусалима. Слева – здание, которое можно связать с храмом Соломона или с образом города Вифлеема.

Бианкини и Росси предлагают историческую интерпретацию мозаики Св. Пуденцианы, объясняя ее содержание, исходя из традиции дома Пудента, где некоторое время жил апостол Петр. Две женские фигуры, таким образом, могут восприниматься как дочери Пудента – Пуденциана и Пракседа; а город на заднем плане – как Рим с крестом на холме, показывающим место закладки церкви. 

Над проходом, за раковиной апсиды, находится Марианский  Ораторий, существование которого совершенно не заметно из церкви. Вход в него расположен в левом нефе, в дальнем конце часовни Каэтани. Стены этого маленького сооружения опираются на стены прохода под ним. Оно относится к средневековью и содержит очень интересный цикл фресок, датирующихся концом 11 века. Сейчас фрески повреждены, но, по счастью, в 17 веке, когда они находились в лучшем состоянии, с них были сделаны рисунки, которые теперь хранятся в Королевской Библиотеке в Виндзоре в Англии.

С обратной стороны фасада над главным входом находятся две картины — Святой Августин Гиппо работы Гиацинто Джиминьяни и Крещение Святого Пуденса работы Аванцино Нуччи.

Купол  украшен фреской работы Помаранчио- Поклонение Христу, Хозяину Небес. В барабане купола есть четыре эллиптических окна с изображениями десяти святых между ними (по три на длинных дугах и по два на коротких).

Главный алтарь начала XIX в. присоединен к стене апсиды и окружен двумя ионическими колоннами из желтого мрамора с серыми прожилками, поддерживающими горизонтальный карниз. Нет ни антаблемента, ни фронтона. Алтарный образ, выполненный в 1803 году Бернардино Ноччи, изображает Апофеоз Святой Пуденцианы. Алтарь обрамлен парой рельефных панелей, включающих маленькие коринфские пилястры, с изображениями святых Тимоти и Новатиана, предполагаемых братьев Святой Пуденцианы.

Первые три секции правого нефа отгорожены и содержат одну большую закрытую часовню, посвященную Святому Августину. Она функционировала как частная закрытая часовня монастыря августинских канонисс, пока они жили здесь, и имеет два входа из монастыря и только один из церкви. Сейчас очень редко можно обнаружить ее открытой. В ней находится изображение Святого Августина школы Пьетро да Кортоны и Успение Людовико Джиминьяни. Вход в часовню из церкви находится в первой правой арке. Следующая арка содержит холст неизвестного художника 17 века Крещение Святого Пуденса.

Далее, между двух античных колонн, располагается памятник кардиналу Влодзимирцу Чацки, над ним —  картина с изображением  монахини, обжигающей свою руку воском зажженной свечи. 

За мемориалом располагаются три небольшие часовни, занимающие три секции правого нефа. Первая из них — часовня Распятия. На ее левой стене находится бронзовое Распятие работы Ахилла Тамбурлини. Алтарный образ работы Антиведуто Грамматика показывает Ангела-Хранителя.

Часовня Богоматери Милосердной имеет изображающий ее алтарный образ 16 века. Он происходит из византийской иконографической традиции. Алтарь из многоцветного мрамора обрамлен парой колонн из черного мрамора с белыми прожилками. Холсты на стенах работы Лаззаро Бальди изображают Рождество Мадонны и Рождество Христа. Ему же принадлежат настенные фрески на тему Благовещения.

Третья часовня посвящена Святому Бернарду Клервоскому. Ее алтарный образ принадлежит неизвестному художнику и показывает Видение Богоматери Святому Бернарду. Холсты на стенах принадлежат Мишелю Циппителли и показывают Экстаз Святой Катерины Сиенской и Видение Святого Бенедикта. Это, приблизительно, 1700 год.

За часовней Святого Бернарда находится вход в ризницу. Фреска на ее потолке показывает Преображение Святого Уильяма Аквитанского. Она приписывается Филиппо Наполетано.

Проход вокруг задней части апсиды является элементом древних бань.В дальних углах прохода, в нишах перед поворотами, находятся две часовни. В правом — часовня Святого Пуденса с современной статуей, установленной в 1980 году, и серьезно поврежденными фресками Аванцино Нуччи на потолке.

В противоположном, левом, углу — часовня Святого Петра. Ученые полагают, что она заменила собой часовню Святого Пастора. Здесь находится знаменитый алтарный образ — скульптурная группа Христос, Вручающий Ключи Святому Петру работы Джанбаттисты делла Порта 1594 года. Барочный алтарь окружен парой ионических колонн из черного с белыми прожилками мрамора, поддерживающих сегментированный фронтон. Присутствует также красный, зеленый и белый мрамор. Сам алтарь относится к 19 веку и отличается стилистически. Он хранит и часть древнего деревянного алтаря, предположительно использовавшегося Святым Петром. Фрески потолка работы Джованни Бальоне почти полностью обвалились.

Справа от входа — Распятие 17 века. Над алтарем — Богоматерь и Младенец Иисус со Святыми Прасседой и Пуденцианой. На левой стене — Святой Павел Проповедует и Крестит Пуденса и его Семью. На правой — Крещение Новатуса и Тимоти. На обратной к алтарю стене — Ангел Коронует Валериуса, Тибуртиуса и Папу Урбана, а на потолке — Агнец Божий, окруженный символикой евангелистов.

В неглубокой нише находится изображение святых сестер. Одна вытирает кровь с груди трупа, а другая — с отделенной головы. На заднем плане — сцена резни и орудия пыток. Раньше эта работа приписывалась Агостино Чампелли, но теперь автором считается Антонио Танари (около 1700 года).

Из левого нефа есть вход в погребальную часовню семьи Каэтани.Интерьер часовни украшен  многоцветно. Пол инкрустирован мрамором с геральдикой семьи, стены также покрыты многоцветным мрамором. Над входом — люнет с мозаикой Святые Прасседа и Пуденциана Собирают Кровь Мучеников работы Паоло Россетти 1621 года. Он же работал над панелями на потолке и люнетами боковых стен. Четыре больших панели показывают евангелистов, а четыре меньших — ангелов.

Базилика Санта Пуденциана (итал. Santa Pudenziana) - План
План
Восточная стена. Общий вид. Базилика Санта Пуденциана (итал. Santa Pudenziana)
Восточная стена. Базилика Санта Пуденциана (итал. Santa Pudenziana)
Общий вид
Восточная стена. План. Базилика Санта Пуденциана (итал. Santa Pudenziana)
Восточная стена. Базилика Санта Пуденциана (итал. Santa Pudenziana)
План