Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)

Тип: Церковь

Страна: Италия

Место нахождения: Равенна

Век: 5

Уточняющая датировка: 493-526 гг.

Заказчик: Остготский король Теодорих Великий

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово [итал. Sant' Apollinare Nuovo], воздвигнута королем остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526 г.) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св...

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово [итал. Sant' Apollinare Nuovo], воздвигнута королем остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526 г.) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского. Освящение престола в память сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского, состоялось в сер. IX в., после перенесения в базилику мощей святого, и тогда же она получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), дабы отличить ее от других городских церквей с тем же посвящением, главным образом от Сант-Аполлинаре ин Классе, где первоначально покоились мощи священномученика.

Сант-Аполлинаре Нуово - трехнефная базилика с открытой изнутри балочной кровлей, с повышенным средним нефом, отделенным от более низких боковых нефов аркадами на 24 колоннах греческого мрамора с капителями коринфского ордера, сделанными в кон. V - нач. VI в. мастерскими в окрестностях Константинополя.

В Х-ХI вв. к храму была пристроена колокольня, которая имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх. В  ХVI в. был пристоен мраморный портик и поднят пол на 1,2 м из-за повышения уровня грунтовых вод. В результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в ХVII в., в 1950 и 1986 гг.) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах).

В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия.

 

Первоначальное (до 526 г.) мозаичное убранство было изменено при еп. Агнелле (60-е гг...

Первоначальное (до 526 г.) мозаичное убранство было изменено при еп. Агнелле (60-е гг. VI в.). От мозаичной росписи, украшавшей весь интерьер, в настоящее время уцелели 3 горизонтальных регистра на боковых стенах центрального нефа. В верхнем регистре представлен самый ранний из известных в церковной декорации развернутый цикл евангельских событий. 26 сюжетов, относящихся к остготскому периоду росписей, расположены по 2 сторонам нефа: на севере- Чудеса, на южной- Страсти и Воскресение Христово.

На северной стене:
  • (1) Брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 г. кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой);
  • (2) Чудесное умножение хлебов;
  • (3) Чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея;
  • (4) Исцеление иерихонского слепого;
  • (5) Исцеление кровоточивой жены (интерпретация этой мозаики спорна);
  • (6) Христос и самарянка;
  • (7) Воскрешение Лазаря;
  • (8) Притча о мытаре и фарисее;
  • (9) лепта вдовы;
  • (10) Христос разделяет овец и козлищ (притча о Страшном суде);
  • (11) исцеление расслабленного в Капернауме;
  • (12) Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней;
  • (13) исцеление расслабленного в Вифезде.

 Евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они упоминаются в порядке Пасхальных чтений в Равеннской церкви.

 На южной стене:

  • (1) Тайная вечеря;
  • (2) Прощальная беседа Христа с апостолами на горе Елеонской (по другой версии — проповедь Христа 11 апостолам в Гефсиманском саду, без Иуды);
  • (3) Поцелуй Иуды;
  • (4, 5) Христос перед синедрионом;
  • (6) Предсказание Христа об отречении Петра;
  • (7) Отречение Петра;
  • (8) Иуда возвращает 30 сребренников первосвященникам;
  • (9) Христос перед Пилатом,Пилат умывает руки;
  • (10) Христос следует на Голгофу, Симон Киринеянин несёт за Ним Крест;
  • (11) Жены-мироносицы и Ангел у Гроба Господня;
  • (12) Христос и двое апостолов на пути в Еммаус;
  • (13) Уверование Фомы.

Невзирая на стилевые различия между мозаиками северной и южной стен, большинство исследователей считают, что работы выполнялись в одно и то же время, хоть и разными мастерами. Временем создания этих мозаик считается эпоха Теодориха.

Ниже, между нишами окон, изображены 32 фигуры в рост, с нимбами, держащие в руках свитки и кодексы (до 526 г.), в которых видят ветхозаветных пророков и новозаветных святых. Святые обращены в фас к молящимся. Они облачены в белоснежные одежды, их лица отличаются индивидуальными чертами. Отсутствие надписей не позволяет однозначно идентифицировать изображённых.

Над аркадами помещены процессии праведных мужей и жен, принадлежащие 2-му периоду декорации (60-е гг. VI в.). Фигуры святых показаны в легком 3-четвертном развороте, подчеркивающем их движение, которое направлено с запада на восток.

На южной стене процессия мужей (26 фигур) начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха. Шествие, проходящее по цветочному полю, направляется к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр,заменивший в результате реставрации 1860 г. книгу, раскрытую на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы). Во главе процессии- св. Мартин, еп. Турский, за ним 25 мужей: сщмчч. Климент Римский, Сикст II Римский, архид. Лаврентий, Ипполит Римский, свт. Корнелий Римский, сщмч. Киприан Карфагенский, прп. Кассиан Римлянин, мчч. Иоанн и Павел Римские, мч. Виталий и его сыновья - мчч. Гервасий и Протасий, мч. Урсицин Равеннский, мчч. Набор и Феликс, сщмч. Аполлинарий Равеннский, мч. Севастиан Медиоланский, вмч. Димитрий Солунский, сщмч. Поликарп Смирнский, мчч. Викентий Сарагосский, Панкратий, Хрисогон Аквилейский, Прот Римский, Иовиний, Сабин. Святые держат в руках венцы, их фигуры разделяются пальмами. Над каждым находится идентифицирующая надпись. Праведные мужи (за исключением Мартина Турского и архид. Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды, на сщмч. Мартине поверх белого одеяния наброшен коричневый паллий, а у архид. Лаврентия под белой туникой видна золотая риза.

Изображение дворца Теодориха и образ Спасителя сохранились (в несколько измененном виде) с остготского периода. Первоначально ряд с процессией святых занимали изображения придворных короля Теодориха, фрагменты которых можно увидеть, например, на фоне колоннады дворца, в нише которого сохранилась мозаика с предполагаемым изображением самого короля.

На северной стене изображена процессия праведных жен (22 фигуры), которые направляются из Классе к Богоматери на престоле с Младенцем Христом на руках, в окружении ангелов. Впереди шествия изображены волхвы - святые Валтасар, Мельхиор и Гаспар, приносящие свои дары Христу. Имена первых 12 в процессии жен : Евфимия, Пелагия, Агата, Агнесса, Евиалия, Цецилия, Луция, Криспина, Валерия, Викентия, Перпетуя, Фелицитата. В числе следующих 10 можно определить фигуры Анастасии Узорешительницы, Виктории и Иустины. Все они изображены в золотых туниках и белых вуалях. Композиция аналогична шествию праведных мужей - в руках изображены венцы, фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле, над головами идентифицирующие их сокращённые надписи. Первоначальное изображение жены короля Теодориха было заменено фигурами волхвов, а ряд с процессией святых жен занимали изображения придворных. 

Особый интерес представляет мозаика с изображением города (он подписан Civitas Classis) и порта в Классе, созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали. Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготский знати. Изображение порта Равенны, Классе, как и образ Богоматери, сохранились (в несколько измененном виде) с остготского периода. 

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo) - Восточный фасад
Восточный фасад
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo) - Вид сверху
Вид сверху

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo) - План
План
Южная стена. Общий вид. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Южная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Общий вид
Южная стена. План. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Южная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
План
Северная стена. Общий вид. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Северная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Общий вид
Северная стена. План. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Северная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
План
Восточная стена. Общий вид. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Восточная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Общий вид
Восточная стена. План. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Восточная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
План
Свод. Общий вид. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Свод. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Общий вид
Свод. План. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Свод. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
План
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo) - Кессоны
Век: 17
Западная стена. Общий вид. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Западная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Общий вид
Западная стена. План. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
Западная стена. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant'Apollinare Nuovo)
План

© Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2021