Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Церковь св. Давида монастыря Латому

Тип: Церковь

Страна: Греция

Место нахождения: Салоники

Век: 5

Уточняющая датировка: к. V - н. VI вв.

Монастырь Латому находится в центре греческого города Салоники. Свое название (Латому – каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев. Из всех строений сохранилась только церковь святого Давида, бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующей...

Монастырь Латому находится в центре греческого города Салоники. Свое название (Латому – каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев. Из всех строений сохранилась только церковь святого Давида, бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующей. В 1988 г.в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия. 

Своё название в честь св. Давида церковь получила только в XX в., а ранее была посвящена Христу Спасителю.

Основание храма связано, по легенде, с именем Феодоры, дочери императора Максимиана. Будучи тайной христианкой, Феодора упросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений.

Церковь святого Давида была построен на месте римского сооружения в к. V - н. VI вв.  Тип его был близок к храмам-мартириям Сирии, или сходен с баптистериями V — VI вв., так же его можно сравнить с часовней (т.наз. мавзолеем Галлы Плацидии) в Равенне, но коренное отличие собора монастыря Латому заключается в низком полукупольном перекрытии центра креста. Профессор Ксингопулос считал, что храм завершал квадратный в основании купол, крытый деревянными балками, но, судя по остаткам скругления над сходом рукавов креста, в центре существовал простой полукупол без окон.

Квадрат основания храма заключал в себе центральное пространство в виде равноконечного креста, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами.
Свет внутрь храма проникал через двойные арочные окна, расположенных посредине каждой из трех стен храма. Окна находились в верхнем ярусе стен, и были разделены посредине узкими колонками. Восточное окно – единственное сохранившееся до наших дней, оно освещает алтарь, прорезая стену алтарной апсиды. Остальные окна (кроме двух простых окошек жертвенника и диаконника) ныне заложены. В ходе раскопок удалось найти две колонки, разделявшие некогда два из трех утраченных окон храма. Они полностью аналогичны колонке сохранившегося алтарного окна.

В XII-XIII веках храм был обновлен и заново расписан, в нем была установлена новая низкая алтарная преграда (два фрагмента столбиков этой преграды найдено в результате раставрационных работ). 
Что сталось с храмом сразу после турецкого завоевания Салоник – неизвестно. Храм несомненно был разграблен, но остался в руках монахов, и только постепенное разрушение здания привело к тому, что монахи покинули Латомский монастырь и храм был заброшен. Его постепенно заняла община местных мусульман, приспособив его под мечеть и покрыв мозаику и фрески слоем штукатурки. В северо-западном углу построили низкий минарет (ныне от него остался лишь «пенек» с началом винтовой лестницы внутри). 

  Некоторое время спустя храм лишился всей западной части здания (западного рукава креста и двух примыкающих к нему угловых часовен), была серьезно разрушена и переложена вновь почти вся южная стена с частью примыкающих сводов. Западная часть больше не восстанавливалась, и вход в мечеть Керамедым или Сулюджа — т.е. «Водная мечеть» — так турки стали называть бывший храм, по цистерне, находившейся неподалеку — сделали с юга, пристроив навес. Недавно его деревянные подпорки заменили упомянутыми выше древними колоннами. Мечеть была бедна и настолько незначительна, что западные путешественники XVII-XIX вв. даже не упоминают ее среди христианских древностей Салоник.Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ в ХХ в.

После освобождения Салоник в от турок храм вновь стал использоваться по прямому назначению (неофициально – с 1917 г.). В 1921 году были расчищены частично фрески и мозаика в своде алтарной апсиды. Окончательно штукатурка была снята в 1972-75 гг., работы по укреплению мозаики проводил в 1952 г. Фотис Захариу, в 1965 году они были расчищены Янисом Колефосом. Под полом храма были обнаружены захоронения монахов.Тогда же под полом храма были обнаружены захоронения монахов.

Ныне храм открыт для осмотра, попасть туда можно через калитку, ведущую в небольшой храмовый дворик, расположенный с южной стороны. Мозаика в алтаре оборудована подсветкой.

Мозаикой украшена апсида алтарной части. В 1921 г.под слоем штукатурки была обнаружена мозаика к...

Мозаикой украшена апсида алтарной части. В 1921 г.под слоем штукатурки была обнаружена мозаика к. V - н. VI в. с фигурой молодого Христа в центре композиции, держащего свиток со словами: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!». По наиболее распространенной версии изображено видение пророка Иезекииля («Слава Господня»). Однако академик В. Н. Лазарев на основе мнения А. Н. Грабара делает вывод, что «в целом мозаика прославляет Христа как источник воды живой (fons aquarum viventium)» и отождествляет фигуры по сторонам Иисуса с апостолами Петром и Павлом. Предполагают, что данная мозаика сделана на месте (возможно и на основе) изображения выполненного по заказу мученицы Феодоры.

Христос изображён сидящим на полукруглой цветной арке с молодым, безбородым и серьёзным лицом. По четырём углам от него расположены символические изображения четырёх евангелистов в виде реалистичных зверей. Под ногами Христа изображены реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат, впадающие в Ховар. На его берегах симметрично изображены фигуры изумленного Иезекииля (по версии Лазарева ап. Петра) и величественного Аввакума (по версии Лазарева ап. Павла).

По низу мозаики расположена посвятительная надпись, исполненная серебряной смальтой по красному фону: «О Источник жизни, Принимающий и Заботящийся о всех душах верных в сем почитаемом храме! Преуспев в молитве, я преуспею и в жертве. В благословение того, чье имя знает Бог». Начальная фраза этой надписи повторяется еще раз на странице книги в руках пророка Аввакума.

В начале эпохи иконоборчества алтарная мозаика была заклеена бычьей шкурой и покрыта штукатуркой. В годы правления императора Льва Армянина ( 813-820) во время землетрясения шкура отпала, и образ юного Христа вновь предстал взорам изумленных монахов, после чего он стал почитаться как «явленный», а монастырь (прежде носивший имя Пророка Захарии) в честь такого необычного явления был перепосвящен Христу Спасителю. 

Из фресок храма уцелела орнаментальная роспись V-VI веков в своде восточного рукава креста; в южном рукаве - относящиеся к XII веку композиции Рождество Христово, фрагментарно сохранившиеся Сретение, Крещение и Преображение Господне. В северном рукаве сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». К эпохе Палеологов относятся фрагменты фресок «Моление в Гефсиманском саду» и Богоматерь Страстная.

Церковь св. Давида  монастыря Латому - Южный фасад
Южный фасад
Церковь св. Давида  монастыря Латому - Северо-восточная сторона
Северо-восточная сторона
Церковь св. Давида  монастыря Латому - Восточный фасад
Восточный фасад
Церковь св. Давида  монастыря Латому - Апсида
Апсида
Церковь св. Давида  монастыря Латому - Вид сверху
Вид сверху
Церковь св. Давида  монастыря Латому - Северный фасад
Северный фасад

Церковь св. Давида  монастыря Латому - План
План
Восточная стена. Общий вид. Церковь св. Давида  монастыря Латому
Восточная стена. Церковь св. Давида монастыря Латому
Общий вид
Восточная стена. План. Церковь св. Давида  монастыря Латому
Восточная стена. Церковь св. Давида монастыря Латому
План
Северная стена. Общий вид. Церковь св. Давида  монастыря Латому
Северная стена. Церковь св. Давида монастыря Латому
Общий вид
Северная стена. План. Церковь св. Давида  монастыря Латому
Северная стена. Церковь св. Давида монастыря Латому
План
Южная стена. Общий вид. Церковь св. Давида  монастыря Латому
Южная стена. Церковь св. Давида монастыря Латому
Общий вид
Южная стена. План. Церковь св. Давида  монастыря Латому
Южная стена. Церковь св. Давида монастыря Латому
План