Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Деисус и святые

Тип: Бармы

Происхождение: Принадлежали царю Федору Ивановичу. Происходит из основного собрания Оружейной палаты.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1584-1591 гг.

Материал: Камка, атлас, шелковые, серебряные и золотные, пряденые и сканые нити, хлопчатобумажные нити.

Размер: Окружность - 173,5, ширина - 22,5-26

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Царицы Ирины Федоровны Годуновой, XVI век

Описание

Бармы имеют форму круглого широкого ворота с косым разрезом справа. По синей камке в восьми киотчатых клеймах вышит полнофигурный Деисус. Справа от разреза изображен сидящий на престоле с высокой спинкой благословляющий Спас Вседержитель с раскрытым Евангелием. Симметрично в трехчетвертном повороте справа и слева от него в молитвенных позах изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил с мерилами и зерцалами, апостолы Петр со свитком и Павел с Евангелием. Апостолов разделяет прямоличная фигура Николая Мирликийского с разведенными руками (одна - благословляющая, в другой - Евангелие на плате). Вверху между фигурами Деисуса в семи миндалевидных клеймах - поясные прямоличные фигуры святых. Направо от Спаса два святителя (Василий Великий и Григорий Богослов?), молодой мученик (Георгий), мученик средовек (Феодор Тирон?); далее в одном медальоне - обращенные к кресту посредине Константин и Елена и два медальона с мучениками - средовеком (Феодором Стратилатом) и молодым (Димитрием Солунским). Над ними восемь прямоличных и два профильных (у разреза) херувима. Личное шито тонким некрученым шелком светло-песочного цвета. Волосы и бороды у апостола Петра и у святителей - светло-песочного цвета. У остальных коричневые, так же, как черты ликов, контуры и детали рисунка. Одежды шиты прядеными золотными нитями с яркими цветными шелковыми прикрепами, в основном зелеными и вишневыми (швы - "ягодка", "двойная ягодка", "черенок", "городок", "клопчик", "рядки", "перышки"). Мерила ангелов шиты малиновым шелком. Подкрылья - зеленым. Позёмы - сканым золотом со светло-зеленым шелком. Клейма образованы золотными шнурами, внутри которых была, видимо, жемчужная обнизь. Такие же рамки идут по краям барм. Среди медальонов выложен узор под обнизь жемчугом из толстых белых хлопчатобумажных нитей, очерченных золотным шнуром, в виде растительной с завитками гирлянды и круглых клейм под дробнички или драгоценные камни. По краю барм идет кайма из такого же настила под жемчуг в виде четурехугольных плетенок, чередующихся с ромбами (для дробниц?). Подкладка из малинового атласа.

Иконография:

Структура изображений шитых царских барм восходит к древним драгоценным княжеским оплечьям. В основе ее - деисусная композиция, дополненная образами избранных святых, в частности покровителей властителя и его близких. Изображение Константина и Елены, а также трех вселенских святителей соответствует идее преемственности власти московских христианских государей от Византии.

Дополнительная информация:

  • Древности Российского государства. М., 1849. Отд. 2. Рис. 30;
  • Опись Московской Оружейной палаты, М., 1884-1893. Ч. 1. № 76, ил.;
  • Выставка шитья допетровского времени - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75-77;
  • Государственная Оружейная палата: Альбом. М., 1988. С. 324.

 

Сохранность и реставрация

Местами утрачено шелковое шитье. Отставание золотного шнура. Утрачены весь жемчуг и дробницы (или камни?). Ткани секутся, выцвели, на подкладке прорывы.

Фрагменты

Библиография