Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Пелена
Происхождение: В музей поступила в 1919 г.
Век: 17
Уточняющая датировка: 17 в. Около 1654-1656 гг.
Вкладчик: Вклад Дмитрия Андреевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор.
Материал: Атлас, холст, шелковые, серебряные и золотные нити.
Размер: 54,5 х 48
Страна: Россия
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей
Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.
Помимо основной композиции "Сретение", в среднике изображены: в верхнем левом углу, в башне, Богоматерь с Младенцем и ангелом в типе "Страстной", вверху в облаках - Саваоф со Святым Духом. Справа - фигуры двух идолов, падающих с кровли палат. От них к Христу тянется луч. Два других луча исходят от благословляющей руки Христа в ад, на дне которого изображены поверженный Сатана и две пасти геенны с праведниками и грешниками. В нижних углах вышиты прор. Исаиа со свитком и прав. Симеон Богоприимец с книгой и ангелом, указывающим ему на Сретение. На каймах пелены вышиты патрональные святые вкладчика - царевич Димитрий (на левой), и его дочери - мц. Пелагея (на правой). Личное шито крученым шелком "атласным швом" "по форме". Рисунок выполнен темно-коричневым шелком. Моделировка ликов схематичная, серовато-коричневого шелка. Доличное шито пряденым серебром и золотом "в прикреп", прикрепы образуют обычные геометрические орнаменты. Фон, красный атлас средника, зашит пряденым серебром, незашитой оставлена только верхняя часть с надписью: "СРЕТЕНИЕ ГСДА И СПСА НШГО IСА ХА". Каймы - зеленый атлас. К нижнему краю пришиты кисти из шелковых и золотных нитей.
Реставрация: Безрукова-Евсеенко Г.В., 2010 г.
Удалены или ослаблены пятна воска, проведена общая очистка пелены. По периметру средника с оборотной стороны подведены полосы льняного полотна с последующим укреплением по краям. Средник частично сдублирован по периметру и в верхней части. Проведено укрепление иглой по местам сечений и прорывов. Края каймы перекрыты тонированным французским газом с последующим укреплением иглой.