Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная в деяниях

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила из Костромского музея в 1931 г.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1592-1593 гг.

Вкладчик: Вклад Дмитрия Ивановича Годунова в костромской Ипатьевский монастырь.

Материал: Камка, тафта, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг.

Размер: 118 х 133,5

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Матрены Годуновой, 1590-е гг.

Описание

На среднике подвесной пелены к иконе по малиновой камке вышиты сидящие за столом три ангела. Головы ангелов склонены, правые руки благословляют чаши, в левых - жезлы; крылья опущены. У левого и правого ангелов скамьи имеют фигурные ножки и как бы ступенчатые подножия. На престоле - три чаши, в средней, большей, видна голова тельца, два круглых и пять треугольных хлебцев. За левым ангелом изображено двухэтажное сооружение, соединенное с колонной и перекинутый между ними велум, за средним - Мамврийский дуб, за правым - двурогая гора с пещерой. На каймах по синей камке вышито шестнадцать деяний Троицы, располагающихся слева направо, начиная с левого угла верхней каймы; они переходят на боковые каймы и заканчиваются на нижней кайме в правом углу. Под каждой сценой на фоне вышита поясняющая надпись. 1) Сотворение чинов ангельских: Господь изображен в виде Ангела Великого Совета с перекрещивающимися ромбами в нимбе, стоящего на краю четырех сфер; в одной руке у него свиток, другую благословляющую руку он простирает к сферам; в центре третьей сферы изображен престол с высокой полукруглой спинкой и крылатыми колесами внизу; над ним в перекрещивающихся ромбах - Святой Дух в виде голубя; вверху над голубем в круглом медальоне - херувим и над ним - раскрытая книга; вокруг расположены такие же медальоны с поясными ангелами и херувимом внизу; между медальонами - облака в виде волнистых линий, сходящихся треугольниками. 2) Сотворение неба, земли и воды: Господь, также в образе Ангела Великого Совета, простирает благословляющую руку к Вселенной в виде комары со стенками и сводом; в верхней части ее, отделенной полосой тверди небесной, изображен Престол уготованный со стоящей на нем раскрытой книгой, поддерживаемый херувимами; наверху в ромбе - Святой Дух в виде голубя с распростертыми крыльями; в нижней части - Земля с текущими по ней реками и растущими деревьями, выше - диски с личинами Луны и Солнца в коронах. 3) Свержение сатаны: слева наверху в тройном ореоле изображен ангел с распростертыми крыльями, энергично попирающий копьем бесов, летящих кувырком в бездну ада - темную пропасть среди скал, где их поглощает чудовище. 4) Сотворение Адама: Господь в виде ангела без крыльев, с перекрещивающимися ромбами на нимбе склоняется над распростертым телом Адама, перед устами которого сфера с "душой"; сзади тот же ангел ведет Адама по райскому саду с высокими деревьями, среди которых летают птицы, ползают змеи, ходят звери - слон, единорог, медведь; правее тот же ангел склоняется над лежащими Адамом и Евой, одной рукой дотрагиваясь до ребра Адама, другой благословляя Еву. За этой сценой правее изображены Ева и Адам, стоящие около дерева, которое обвил змей с торсом и головой человека и маленькими крылышками (все эти сцены объединяются в одно клеймо небесным сводом). 5) Изгнание из рая: у врат, ведущих в райский сад, - архангел с поднятыми крыльями, в воинских одеждах, изгоняет Адама и Еву в коротких одеждах, повернувших назад головы; наверху, правее, они сидят пригорюнившись на скале. Следующие сцены изображены на боковых каймах: 6) Ноев ковчег: около ковчега, напоминающего перевернутое судно с проемом, Ной, изображенный с нимбом, бьет в било, созывая зверей; за ним стоит толпа женщин и мужчин; на переднем плане - лев, медведь, единорог, быки, лошади и другие животные, около кустов слева летящие птицы. 7) На фоне горок и растущего вдали дуба изображены три ангела, благословляющие распростертого перед ними Авраама. 8) На длинной скамье под Мамврийским дубом на фоне горок сидят три ангела, благословляющие коленопреклоненного Авраама, который омывает им ноги в чаше на фигурном стояне. 9) Гостеприимство Авраама: ангелы сидят за столом, развернутым по диагонали, благословляя стоящие на нем чаши и хлебцы; слева от стола стоит Авраам с чашей в покровенных руках; позади ангелов, в двери базиликообразного сооружения, видна фигура Сарры, а слева на заднем плане - горки и дуб Мамврийский. 10) На фоне горок дважды изображен Авраам - стоящим с простертыми руками и припадающим перед собравшимися в путь и благословляющими его ангелами. 11) На фоне горок и города за ними изображены три ангела; один из них остановился, два других, уходящих, обернулись к нему, приглашая следовать за ними. На нижней кайме: 12) Гибель Содома и Гоморы: у стен града, заливаемого потоками воды, клубятся волны, в которых видны тонущие люди; рядом с городом возвышается превратившаяся в соляной столп жена Лота. 13) На фоне горок изображен Лот с нимбом вокруг головы и два ангела (у одного из которых подняты крылья), ведущих за руки двух девочек - дочерей Лота. 14) Жертвоприношение Авраама: наверху, около сложенного костра, Авраам заносит нож над лежащим перед жертвенником сыном Исааком, с неба к нему слетает ангел, останавливая его простертой рукой; внизу слева - Авраам выводит из сада жертвенного агнца. 15) Сон Иакова: на фоне горок изображен лежащий Иаков; над Иаковом склонился благословляющий его ангел; за ним - два ангела, восходящие по лестнице, один из них повернулся назад. 16) Огненная купина: на переднем плане изображен Моисей, стоящий на одном колене и снимающий обувь; перед ним среди деревьев - стадо барашков и лошадь; справа Моисей взирает на пылающий на вершине горы куст с Богоматерью Воплощения в нем. От куста к Моисею летит ангел. На среднике у ангелов личное шито крученым шелком темно-охристого цвета, плотным "атласным" швом по форме с оттенениями зеленовато-коричневым шелком. Белки и губы выполнены белым шелком. Черты лица, радужки глаз, контуры ликов и рук отмечены темно-коричневым шелком, волосы - светло-коричневые с темно-коричневыми кудрями. На каймах, в личном - некрученый шелк, светло-охристого тона с серовато-коричневыми оттенениями, губы - красные. Одежды на среднике и каймах шиты прядеными серебряными и золотными нитями с толстой шелковой прикрепой желтого, голубого и зеленого цветов (швы - "ягодка", "городок", "черенок"). Крылья с малозаметной прикрепой (шов - "перышки"). Нимбы ангелов на среднике шиты золотной нитью рельефным растительным узором в виде гирлянды из восьми- и четырехлепестковых цветов. Горки, архитектура и некоторые детали шиты скаными золотными нитями с цветным шелком. Шелковыми нитями, кроме личного, исполнены животные, птицы, летящие в преисподнюю падшие ангелы, кроны деревьев на золотых стволах, двери, окна, крыши и другие детали. Контуры и детали рисунка (кроме дуба) на среднике, нимбы на каймах, все надписи, а также шитые золотом широкие рамки, отграничивающие средник и каймы, низаны жемчугом. Подкладка из зеленой тафты.

Иконография:

Средник пелены по композиции близок к "Троице" Андрея Рублева. В то же время пелена близка современным ей иконам, вложенным Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1586 и 1593 гг. в костромской Ипатьевский монастырь. Вероятно, писал последнюю икону и знаменил пелену один и тот же художник "годуновской школы". Сцены на каймах пелены близки и к изображениям "Деяний Троицы" на створках к "Троице" Андрея Рублева, вложенных в 1601 г. царем Борисом Федоровичем Годуновым в Троице-Сергиев монастырь. Все известные иконы "Троица в деяниях" созданы не ранее середины XVI в. По мнению В. Д. Сарабьянова, прототипом для них, в том числе и для данной пелены, послужила несохранившаяся икона, заказанная новгородским мастерам для Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547 г. и вызвавшая острую полемику между митрополитом Макарием и дьяком И. В. Висковатым на Соборе 1554 г. Сравнивая несколько местных икон середины - конца XVI в. с изображением Троицы в деяниях, автор пришел к выводу, что общее их содержание остается неизменным: изложение ветхозаветной истории, деяний Троицы и сюжеты, связанные с историей Моисея . Литературной основой повествования является Толковая Палея. К этому следует добавить Христианскую топографию Козьмы Индикоплова, несомненно послужившую источником для формирования образов. Как и другие иконы, выполнявшиеся в это время по заказу царя и митрополита Макария, "Троица в деяниях" носит догматико-богословский характер, отражая острую полемику своего времени. Защищая идею троичности и единосущности Божества, она имеет антиеретическую направленность, выступая в одном ряду с писаниями Иосифа Волоцкого и Ермолая Еразма против ереси Матфея Башкина и Феодосия Косого. В. Д. Сарабьянов считает шитую пелену близкой иконе Благовещенского сольвычегодского собора середины XVI в. Действительно, хотя на пелене меньше клейм, чем на иконе, в них много детальных совпадений, та же повествовательность, стремление создать глубинность пространства (диагональные построения), динамизм некоторых фигур, элементы живой реальности в изображениях животных.

Дополнительная информация:

  • Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г. М., 1890. С. 1-2;
  • Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-археологического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре. Кострома, 1914. С. 13, № 67;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 17, № 19085;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М, 1963. С. 110-111, рис. на с.109 и 110;

 

Сохранность и реставрация

Пелена была сильно загрязнена, ткани секлись, имелись прорывы, утраты жемчуга. В 1973-1974 гг. В. С. Шабельник провела ее реставрацию в мастерских Музеев Московского Кремля. Кроме тщательной очистки и промывки тканей, шитья и жемчуга, фон средника был дублирован на шелк XVIII в. того же цвета, каймы дублированы на тонированный газ, подкладка промыта отдельно и также дублирована на тонированный газ. Шитье и жемчуг укреплены иглой.

Фрагменты

Библиография